Испания 2010 Четыре стороны Испании | ||||||
Сторона четвертая. Юг | ||||||
Глава 13. Севилья | ||||||
|
||||||
|
||||||
17.07.2010 суббота Сегодня начинается южная часть нашего путешествия. План ее прост: на запад, на восток, отдохнуть, и обратно :) Прилетаем в столицу солнечной Андалусии Севилью, из аэропорта (SVQ) едем на арендованном автомобиле. Сперва в национальный парк Доньяна, затем, посетив по пути Ронду, на берег моря, в Маро около Нерхи. Оттуда на день в Гранаду (Альхамбру). Завершаем отлетом в Мадрид из Малаги. Автомобильный маршрут показан на карте, как обычно. *** Мы, конечно, предупреждали о позднем прибытии, да задержка вылета ночного рейса из А Коруньи усугубила положение. И все же нас, единственных в такую поздноту, автопрокатчик Auriga Crown мужественно дождался. Все остальные, разумеется, уже наглухо закрыты. Машину дают неновый дизельный Форд Фокус (заказан был Peugeot 307 or similar). Получив документы и ключи, иду осматривать машину. Кхмм.. По списку, повреждений не мало, но на месте их обнаруживается еще больше. Невооруженным глазом, без придирок. Да и общее состояние машины - мягко говоря, оставляет желать лучшего.. Казалось, простояла, не находя своего клиента, с полгода, настолько жутким был затхлый запах в салоне. Мда. Хотел сэкономить, через брокера (hispacar.com)... Ну, что поделаешь, вариантов нет - прокатчик задраил рольставни своего офиса сразу, видимо, как я отправился в гараж. И повреждения уже не внести. Фотодокументируем их, загружаем багаж (эх, не Ситроен, одна сумка, из трех, в багажник не лезет), опускаем стекла, чтоб проверивалось на ходу - и трогаемся в путь. Справедливости ради, следует отметить, что впоследствии этот автомобиль, неприглядный внешне и с пробегом около 80 тысяч км, - оказался внутренне очень даже на высоте. Ни разу даже не намекнул, что собирается устать :) Ехать почти рядом - отель выбран специально поближе к аэропорту, чтоб ночью не шастать. Тем не менее, «благодаря» навигатору (или мне, неопытному навигаторщику), вышли на нужную дорогу не сразу. На грани маразма: едем параллельно трассе, метрах в пятидесяти.. едем и едем.. мож, поворот какой будет.. Пока, минут десять спустя, дорожка не превращается в грунтовку. Возвращаемся, выезжаем на очевидную, вообще-то, магистраль, и дальше навигатор угомонился и привел как надо. Без него мы бы вряд ли нашли отель - вроде и простой маршрут, но местных улочек, в поселке на окраине Севильи, где расположен отель, оказалось как-то слишком много для глубокой ночи. В очередной раз, Сусанна, как окрестили мы навигатор'шу (вещает женским голосом), заводит нас и тут же спасает. Отель San Pablo 3*(однофамилец аэропорта и шоссе) тоже ждал нас, менеджер дежурил на ресепшн. Обычно работает до полуночи, но я сообщил, при бронировании, что приедем поздно. Парковки есть, бесплатная общественная (маленькая, перед отелем) и недорогая частная (в подвале; было всего две машины, кроме нашей, на весь большой паркинг). Заказывали однокомнатный номер с дополнительной кроватью, а по факту он оказался двухкомнатным. Более чем просторным, с мебелью основательной и без изысков. Немедленно вспомнился гоголевский Собакевич :). Завтрак включен в цену, неплохой, хоть и континентальный. Бараний бок не предлагали :) Несмотря на очень поздний отбой, с выездом легко уложились в рамки чекаута. Конечно, не посмотреть Севилью (Sevilla), хотя бы чуть, было бы неразумно. Предполагалось, что у нас будет целое утро, до обеда, но увы, на город остается уже меньше, чем полдня. И значит, реально посетить только что-то одно. Конечно же, это Королевский Алькасар (Real Alcázar de Sevilla), старейший королевский дворец в мире. 37° 23.072'N 5° 59.530'W ![]() Лихо свернув, по указанию навигатора, вслед за такси - им-то можно, знак видел, но рука уже повернула руль :) - подъезжаем прямо к площади (Plaza del Triunfo), практически ко входу в Алькасар. Как будто специально для нас, на вливающейся в площадь улочке есть одно свободное место для парковки. Занимаем, не обратив особого внимания на солнечность этой стороны. А солнце здесь, как уже чувствуется, - не чета даже жаркому толедскому. .. Можно назвать это стилевой эклектичностью, а можно, как в официальных изданиях, уникальным культурным сплавом. По-испански, Королевский Алькасар иногда называется во множественном числе - Reales Alcázares de Sevilla. И это не случайно. Здесь еще со времен мавров всегда была резиденция монархов. И каждый из них что-то делал/переделывал, обычно по моде того времени. В результате тысячелетней эволюции, образовался не один дворец, а обширный комплекс помещений, двориков (патио) и садов. См. план (на верхний этаж, planta alta, это действующие королевские покои, попасть было нельзя). Когда мы прибываем в какое-либо место, мы обычно не ходим все вместе и строго по порядку. Любой из нас волен направиться куда хочет и уделять внимание чему пожелает. Вот и здесь, мы тут же разбрелись кто куда. Хотя в севильском Алькасаре мы, кажется, побили все свои рекорды спонтанности :) Позже я понял, что некоторая хаотичность наших перемещений была инспирирована самим Алькасаром, его структурированной бессистемностью. Если бы вы гуляли по Алькасару вместе с нами, то были бы тоже слегка ошарашены сменой стилей через каждые несколько десятков метров, мгновенно переносясь из одной эпохи в другую.. И посему - да будет так. Отчету быть под стать арабеске, калейдоскопичному. Почти все фото ниже - просто в хронологическом порядке. Кстати об арабесках. В Алькасаре их много, разных типов, на стенах, потолках, арках. Арка во Дворике Дев (исп.: Patio de las Doncellas; о нем ниже). ![]() В такие орнаменты часто вплетаются надписи, обычно из Корана. В данном случае, «арабская вязь» - стилизованная, как мне кажется, т.е. это не буквы, а узор. Выглядит довольно свежим, так что, возможно, это результат неточной реставрации в позапрошлом веке. От мавровых построек, в Севильском алькасаре не осталось почти ничего. Большинство интерьеров в арабском стиле (муде́хар) созданы при кастильских королях, мастерами христианскими и мусульманскими, местными и толедскими, а также присланными гранадским эмиром. Арка павлинов (исп.: Arco de los Pavones) .. ![]() .. (см. их изображения над большой аркой) разделяет Salón del techo de Felipe II (исп.: Зал потолка Фелипе II) и соседний Salón de los Embajadores (исп.: Зал Послов). Оба находятся в общественной, официальной части обширного муде́харского дворца (исп.: Palacio Mudéjar; он же Palacio de Pedro I), построенного в XIV веке кастильским королем Педро I (Pedro I de Castilla), по прозвищу Жестокий (el Cruel), или Справедливый (el Justiciero). Ну, кому как, жестокий.. Сейчас принято считать, что образ Педро I излишне очернен в истории - мнение о нем сложили практически только со слов противоборствовавшей ему стороны. Дворик кукол (исп.: Patio de las Muñecas). Это уже в частной, жилой зоне того же дворца. ![]() Пишут, что до реставрации, проведенной в XIX веке, было лучше.. Еще лучше, я б сказал. Несколько загадочное помещение. Для развлечения посетителей на основаниях некоторых арок помещены несколько кукольных лиц. И будто бы в разных частях дворика их можно найти девять штук. Показать не могу - тогда мы не знали, а на фото не видно. Говорят, самостоятельное нахождение приносит удачу, так что, кто будет, ищите на месте и обрящете оную :) Зал Торжеств, или Сводов (исп.: Sala de Fiestas / de las Bóvedas) в готическом дворце (исп.: Palacio Gótico) .. ![]() .., построенного Альфонсо X Ученым (Alfonso X de Castilla, el Sabio) в XIII веке. Зал называется так потому, что тут отмечали свадьбу императора Карлоса V (он же король Карлос I, см. ниже). На первый взгляд странно, но эти хоромы почти ровно на столетие старше дворца арабского стиля (Palacio Mudéjar). На стенах висят поразительные росписи по ткани, с сюжетами из заморских путешествий, явно по первоисточникам. До сих пор жалею, что ни одна картина не сфотографирована отдельно. Дворик Дев (исп.: Patio de las Doncellas). ![]() Да, ради этого арабского великолепия, прежде всего, мы и приехали сюда. Патио расположен в центре дворца Педро I, считающегося самым значительным и полным памятником мудехарской архитектуры Испании. Более поздние переделки, однако, добавили некоторые ренессансные черты (надстроена галерея второго этажа, заменены колонны). Колонна в память Аль-Мутамида (Muhammad ibn ‘Abbad al-Mu‘tamid), короля-поэта, севильского эмира XI века. Здесь рядом был его дворец, от которого осталось лишь название, но Севилья не забыла его. ![]() Аль-Мутамид продолжил развитие своего эмирата (тайфы), поощрял искусства и науки. Финал судьбы его печален. Опасаясь кастильцев, призвал берберов. Альморавиды вначале-то помогли.. Но вскорости, не приемля военную слабость местных правителей, варвары от Африки сами захватили власть на территории бывшего Аль-Андалуз (государства мавров в Испании). Аль-Мутамида сослали в Марокко, из князи в грязи...
Фонтан Нептуна (исп.: Fuente de Neptuno). ![]() Владыка морей явно побывал у Бахуса.. Неприкрытый и оголтелый :) гуманизм наводит на мысль о ренессансном происхождении скульптуры. Хотел было добавить - маньеристского толка, - но скажу иначе: юмористского :-) Сады Алькасара также претерпели влияние разных эпох. Наиболее заметно арабское, хотя можно встретить и итало-французскую регулярность, и английскую свободную планировку. Растительный мир разнообразен - апельсиновые деревья, высоченные пальмы, кипарисы, араукарии, другая экзотическая и не очень флора. Живой лабиринт (исп.: Laberinto), популярное развлечение аристократии. ![]() Не наступите на павлина :). В отличие от людей, птицы могут гулять не по дорожкам лабиринта, а «в нижнем ярусе». Циркулируя в любых направлениях - там для них полно проходов. И на людей они обращают мало внимания. Купальня Марии де Падилья (исп.: Baños de Doña María de Padilla) .. ![]() .., построенная королем Педро I для своей возлюбленной, которую называл первой и единственной женой.
Заметьте, Педро I известен масштабным строительством мудехарских помещений, а бассейн - строго готический. Видать, не любила Мария мавров. И то сказать - северянка, из-под Бургоса. Педро тоже из Бургоса, но с детства жил в Севилье, практически на границе. А с кем воюют, с теми, бывает, и дружат... Отдохнуть от экзотики можно в Английском саду (исп.: Jardín inglés). ![]() Резной готический портал от замка-дворца герцогов Аркос, перенесенный из андалусийского местечка Марчена (исп.: Puerta del Palacio de los Duches de Arcos, Puerta de Marchena). ![]() К сожалению, в не очень хорошем состоянии, но не это важно. Удивляют скульптуры воинов на возвышениях по бокам - довольно дикого вида, в шкурах и вооруженных.. дубинами! Вот они, корни готские :) Королевских павлинов, привольно разгуливающих по территории садов, в новейшие времена могут видеть не только короли. Скамья имени Альфонсо XIII (Alfonso XIII), начало XX в. ![]() Как видим, на поводу у моды он единственный, наверно, не пошел: орнамент - ренессансный гротеск. Альфонсо XIII можно смело назвать отцом испанской туристической отрасли - именно при нем возникли первое турагенство, первый туристический информационный офис, первый отель-парадор, а главное, начали восстанавливать замки и крепости. Бо́льшую часть садов Алькасара возродили тоже при нем. Павильон Карлоса V (исп.: Cenador de la Alcoba) .. ![]() .., последнего официально, так сказать, утвержденного императора Священной Римской империи и первого, де-юре, короля объединенной в XVI веке Испании (лат.: Carolus V Imperator Romanus Sacer; исп.: Carlos I de España). Беседка (она же, надо полагать, опочивальня), построенная к свадьбе Карлоса V (I) с Исабель Португальской. Странноватый рельеф. ![]() Похоже, довольно современный. Логическое продолжение многовековой эклектичности. Оригинал изображения - справа. Слева - полученное из него негативное изображение. Потому что оригинал как негатив :) Некоторые сады тенистые, иные довольно открытые. Крутое солнце алчно пожирает тень.. ![]() Да, здесь лучше быть либо вечером, либо утром. Мы закалены летней Хургадой (там еще жарче), но в Египте мы, как правило, в море, а здесь его нет, и днем приходится нелегко. Тем не менее, сюда в это время приходят даже с детьми. Галерея гротеска (исп.: Galería del Grutesco). ![]() Гротеск в прямом смысле, от итальянского слова grotta (грот, пещера). Теперь понятно, почему стены нашпигованы грубым камнем. Иначе какой же это будет grott'еск :) По приподнятой крытой галерее прогуляться весьма приятно даже в жару. Пруд Меркурия (исп.: Estanque de Mercurio). ![]() Внутри ренессансного на вид здания слева - тот самый готический дворец. Кто бы мог подумать.. Водопад с крыши - я так понял, когда-то был от древнего акведука и заполнял пруд для полива маврических садов. В нишах гротесковой галереи - несколько фресок на античные же темы, качества невысокого. В бассейне не спеша прогуливается стадо поленообразных карпов. Им тоже жарко, жмутся к тенистому углу. Хотя тень там - одно название, солнце очень высоко. Впрочем, это не единственная причина прижиманий.. Туристы. Они такие, могут и покормить.. И карпы время от времени выглядывают из воды, мысленно пошлепывая кончиком плавника по воображаемому столу. Ихтиособрание здесь подобающее - о своем дают понять сдержанно и не проронив ни слова. Мол, итак? Вы не находите, сударыня, что подошло время отобедать?.. Только кто ж знал, направляясь сюда, о поликарпычах :) Зал Аудиенций (исп.: Sala de Audiencias), преобразованный в часовню. Мореплавательский алтарь Девы [Марии] (исп.: Virgen de los Mareantes). ![]() Как и во многих других местах, рядом табличка с текстами на испанском и английском. Тексты не равнозначны, так что перевожу нечто среднее между ними (впрочем, различия незначительны):
Два наблюдения/размышления: 1) С американскими индейцами, наверно, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Испанские власти, оказывается, считали коренных американцев равными европейцам перед Богом и достойными такой же защиты. Удивлен, не знал. Как выясняется, миф об испанской жестокости сильно раздут пропагандой конфронтировавших с католической Испанией протестантских государств. См. Черная легенда (на русском языке), подробнее - Black Legend (на английском), и еще подробнее - Leyenda negra (на испанском). 2) Испанский флот представлен в основном мелкими кораблями. Только один из них (каррака в центре, с прямым парусом) достаточно велик и хорошо подходит для трансатлантики. На дальнем плане видим полукарраку-полукаравеллу (могла использоваться частично в Средиземноморье, частично на Атлантике - испанцы меняли тип парусов в зависимости от региона). Остальные (каравеллы с косыми парусами, средиземноморская галера и прочие баркасы) предназначены для ближнего и внутреннего плавания. Галеона еще нет. Думаю, картина написана действительно раньше 1535 года. Иначе придется предположить, что за сорок лет, со времен первого похода Колумба, флот почти не изменился, а через десяток лет вдруг скачкообразно появится гораздо более совершенный тип парусника - галеон. В первое поверить сложно: чтобы приспособить не один, а хотя бы два прямых паруса на разных мачтах, десятки лет не нужны. Во второе тоже: как каррака постепенно эволюционировала из каравеллы, так и галеон вырастал из карраки, по мере накопления опыта океанских плаваний. Если учесть, что художник переехал в Севилью в 1508 и если верно, что на картине, как пишут, изображены Фернандо II Арагонский и Карлос V Император, - то всё сходится, и картина могла быть написана где-то между 1516 (умер Фернандо и провозглашен королем Карлос) и 1522 (возвращение Элькано) годами. Коллекция вееров в.. Зале Вееров, да :) (исп.: Sala de los Abanicos) .. ![]() .. из разных стран мира. Испанские, конечно, тоже есть. В Алькасаре все-таки можно увидеть настоящие арабески, исполненные во времена мавров. Patio del Yeso (исп.: Дворик Гипса). ![]() Единственное, что осталось от первоначального дворца Юсуфа (Palacio de Yusuf) XII века. Эмир Abu Ya'qub Yusuf, ставший халифом, сделал Севилью столицей империи Альмохадов и построил в этом городе множество зданий и сооружений. Однако, хватит на сегодня, и мы покидаем Алькасар. Снова на площади Триумфа. Непорочному Зачатию (La Inmaculada Concepción) Девы Марии .. ![]() .. посвящен замечательный памятник 1918 года. Очень жарко. Даже местным. Даже в тени. ![]() Площадь Королевской Девы Марии (Plaza de la Virgen de los Reyes). Голуби на площади, хоть и в светотражающем белом, а тоже предпочитают тень да поближе к воде фонтана. Кафедральный собор (Catedral de Santa María de la Sede de Sevilla) .. ![]() .. находится прямо напротив Алькасара, с другой стороны площади Триумфа. Собор настолько велик, во всех смыслах, что у меня и Лены, при таких дефиците времени и наполненности Алькасаром, даже мысль не возникла о том, чтобы познакомиться с ним поближе. Правее видим символ Севильи, знаменитую 101-метровую Хиральду (исп.: Giralda) - колокольню, переделанную из минарета альмохадской мечети, на месте которой был построен Собор. Giralda означает 'флюгер в виде фигуры на башне' (из испанского толкового словаря). А вот Алекса не затруднило пройтись вокруг да около храмового комплекса. В сам собор, правда, попасть не удалось, но в боковом крыле был открытый вход. ![]() Церковь Святилища (Iglesia del Sagrario de Sevilla). Главный алтарь, XVII в. Слева сбоку можно видеть рекламу другого паломнического пути, посвященного Св. Марии Эль Росийской (Camino Europeo del Rocio - Santa Maria del Rocio del Espiritu Santo). Тоже европейского, однако. Хотя здесь проходит и один из вариантов Пути Св. Иакова (Camino de Santiago). Конкуренция.. (Об Эль Росио будет позже, в отдельной главе.) Там же, в одной из капелл. ![]() Лики.. однако, неевропейские, особенно у Марии.. Уж не с Филиппин ли вывезены образы?.. .. Мда, машина наша нагрелась неимоверно. Еще бы, пять часов на солнце.. Врубаю кондиционер на полную мощность, ждем снаружи. Пробую спустя некоторое время - положение не меняется.. Надо убираться с солнца.. Садимся, словно в духовку. Пот градом, застилает глаза. Отъезжаем с пекла, ища что-нибудь тенистое. Наконец, ура, несколько больших деревьев с густыми кронами. С облегчением выбираемся на воздух, оставив автомобиль охлаждаться дальше. Пока ждем, созерцаем абсолютно сухую речку, заключенную в каменные объятия небольших набережных. ![]() (справа, как сейчас выяснилось, виден Университет Севильи) Минут через десять внутримашинная сахара становится приемлемой турцией :). Еще жарко, но уже хотя бы можно ехать. Температура воздуха в Севилье 36-37 °C (время не зафиксировано - видимо, в районе 17 часов). Ну что, времени на Алькасар потратили больше, чем думалось. Не жалко, конечно. Такую концентрацию культур, действительно, редко где встретишь, да на таком небольшом, в сущности, пятачке. На последнюю экскурсию в национальный парк Доньяна мы изрядно опоздали, но все равно пора поторапливаться. Ведь в запасе у нас есть.. м-мм.. неофициальный вариант самостоятельного посещения... *** Побродить по Алькасару (и не только), можно на севильском сайте виртуальных визитов. |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||