Испания 2010  Четыре стороны Испании
Сторона вторая. Северный Восток
Глава 04. Барселона
Предыдущая глава Содержание Следующая глава

В этой главе:
Туристический автобус. Прогулка по Рамбле.
Необычный гитарный концерт. Каталонская манифестация.
Антони Гауди (Pedrera и Sagrada Familia).
Карта путешествия         
07.07.2010 среда

Ранним утром, ни свет ни заря, вылетаем в Барселону, рейсом Spanair. До мадридского терминала Т2, откуда отправляются местные рейсы, добрались на такси. Очень быстро - дороги в такую рань были совершенно пустыми. Регистрировались накануне, через интернет, так что только багаж сдать. Далее, как обычно, контроль так называемой безопасности.

Сейчас будет душераздирающая рассказка о сражении с аэрогидрой :) - спешащих и пугливых прошу проследовать ниже
по тексту, где начинается собственно Барселона.

Сотрудника службы безопасности заинтересовала сумка-авоська с книгами из Прадо и накопившимися уже туристическими материалами, а также сувенирами из Толедо. Но, черт, я совсем забыл, что среди упакованных в одинаковую подарочную бумагу игрушек есть и рыцарский меч. Нет, не полноформатный, конечно, а маленький, сантиметров пятнадцать. Вот он-то и стал камнем преткновения.
Откройте, показывает службист. Разворачиваю, показываю.
- Prohibido (исп. запрещено), - заявляет службец.
- Да это же сувенир, из Толедо!
Берет, приоткрывает коробочку, хотя она сверху прозрачная, закрывает и.. небрежно бросает себе под ноги. Как-то даже нарочито небрежно.
И что-то меня такое обращение, с символом страны, задело... Ну уж нет, не согласен.
- Prohibido, - службан непреклонен.
- Могу я видеть вашего начальника?
(чиф, шеф, менеджер, манахер - должен понять, даже если по-английски не говорит)
- Prohibido, - заладил, как попугай, никого не зовет и переворачивает свой бэдж, когда я хотел записать его имя. Если прав - зачем скрываться?..
Однако, толку нет, и я обращаюсь к другим безопасникам - где, мол, ваш шеф. Все усиленно делают вид, что не понимают...

Вместо шефа, появляется полицейский, дежуривший неподалеку - суета привлекла его внимание. В отличие от безопасцев, по-английски изъясняется, и вполне прилично. Шо, мол, за шум, а драки нету? Объясняю. А подать сюда предмет раздора, дает он указание одной из безопасниц. Перепугавшаяся почему-то тетка мигом слетала на тот, дальний уже, край и принесла мечик. Страж порядка всё понял и вынес соломонов вердикт - надо пойти на стойку регистрации и сдать в багаж. Логично, черт возьми, и справедливо... Вот кто мешал безопаснику поступить так же?
Бегу на регистрацию, там те же две матрехи бальзаковского возраста. Не берут. Только в закрытой сумке. Купить вон там.. где-то там... Отправить через пилота не предложили.
Спустя пару минут я понял, что шансов у меня нет, рискую опоздать на посадку.

Выкинуть? Не могу.. Подарю тогда!..
Но пассажиры шарахаются от такого благодетельствования. Гляжу, идет дядька - электрик, наверно.
- Сувенир, из Толедо, для вас, подарок!
Принял, удивившись и обрадовавшись. Я тоже был рад - не мне, так нормальному человеку, а не под ноги этому.. В общем, ясно.

От беготни жутко пересохло горло (воду-то уже отобрали). Ладно.. в самолете есть вода.. Но стюардесса, немедленно по окончании рассаживания, откинула боковое сидение рядом со мной, села и пристегнулась. Через несколько секунд, лайнер медленно тронулся к рулежке. Не положено, говорит, должна сидеть. Даже если самолет встал на минуту, а до закутка с водой - буквально два шага, почти что руку протянуть. И вообще, не мои, стюардессины, проблемы.
Это Spanair, подытожил я. Нет бога кроме регламента, и персонал пророк его.
Ну хорошо хоть летать умеют. Воду она потом, после набора высоты, принесла. Ладно, сели. На выходе из самолета меня приостанавливает ее начальник и начинает длинную тираду - объясняя, видимо, что у них самые правильные порядки на борту. «I don't speak Spanish» (англ. я не говорю по-испански), - сообщаю ему. Удовлетворенно кивает и, как глухарь на току, продолжает речь на испанском. Регламент! Должен контактировать с пассажирами. Смысл и результат не интересуют. Стюардесса говорит по-английски, а начальник нет, во дела. Spanair... [написано до банкротства Spanair - а когда оно случилось, я не был удивлен]


***

В Барселоне (Barcelona) метро в аэропорт (BCN) не ходит. Поехали на шаттл-басе.
Отель у нас здесь тоже апартаментовый, Aparthotel Atenea Calabria 3*. В ту же цену, только без завтрака. Лене не понравился, а по мне так ничего. Да, невнятный пенал, с крошечным телевизором девяностых годов и профсоюзной обстановкой, зато кондиционер (и здесь он нужен) с электронным управлением, а главное - два отличных супермаркета буквально в двадцати и сорока метрах от входа в отель.

Разместившись, решили, для начала, покататься на туристическом автобусе.
Barcelona

Мы с Леной были в Барселоне три года назад, но тогда этот аттракцион пропустили. Да и Алекс здесь впервые.
Первый попавшийся маршрут - по западной части города, далее через порт.
Barcelona

Гигантская (89х35 и высотой 42 м) современная скульптура перед входом в порт называется 'Волны' (катал.: Ones).
Barcelona
Больше похоже на облака, ну да ладно. Очень они мне нравятся.

Аудиогид на восьми, кажется, языках. Включая русский. Рассказывает интересно, но не запоминается почти ничего :)
Кроме вот этого - Олимпийская деревня ..
Barcelona
.., построенная на месте бывшего скопления железнодорожных путей. Вот откуда, оказывается, рельсово-шпальные мотивы растут.

Знаменитая улица La Rambla. Полуденный ад. В Барселоне +31 градус, на Рамбле какая-то стройка, пылища от нее, народу видимо-невидимо.
Barcelona
Туда надо вечером ходить. А еще хорошо ранним утром.

Активно продолжать сегодня что-то не хочется, я не выспался и пошел наверстывать, по дороге познакомившись с «работой» местных карманников. Давно наслышан, но видеть не приходилось.
Метро. Подходит поезд. Заходишь в вагон, а мужик, перед тобой, неожиданно встает в проеме - как бы в нерешительности, туда ли он садится. Сзади, типа по инерции, припечатывается дамочка. Меланхолично глядя в сторону далекого машиниста, уверенно лезет в карман. Не свой, разумеется.
Они не знали, что в заднем кармане шортов я никогда ничего не ношу :)
Получив по рукам, все так же глядя вдаль, бабец отлипает, мужик в это время выходит, двери тут же закрываются, и поезд уносит «жертву» в темное чрево метротуннеля. Считанные секунды. Только успеваешь заметить, что парочка, вместе, спокойненько топает по перрону.

А мои решили пойти купаться, предварительно и предусмотрительно заглянув на железнодорожный вокзал, чтобы купить на завтра билеты в Фигерес.
Пляж Барселонета (La Barceloneta) (41° 23.114'N 2° 11.880'E), у олимпийского порта.
Barcelona
Прямо в городе, удобно. А под вечер и народу немного.

Из Барселоны у нас намечено два радиальных выезда - в Фигерес и Валенсию, так что сам город получился тремя частями. Вылазки - см. отдельные главы, а здесь я продолжу только по Барселоне.

/////


08.07.2010 четверг

Вернувшись из Фигереса, я забежал в отель, выгрузить очередную порцию сувениров и зайти в супермаркет. А Лена и Алекс отправились выкупать заказанные еще в Москве билеты на гитарный концерт - это стоило сделать пораньше, часа за два-три до начала. Потому что места «лучшие из имеющихся
» (на деле оказалось, что места вообще не нумеруются, и приходить пораньше надо не за билетами, а перед концертом).
Зато было время прогуляться по Рамбле (
La Rambla) (41° 22.814'N 2° 10.445'E), она там рядом.
Живые статуи - главная достопримечательность этого бульвара. Статуи разные. Есть интересные, и есть так себе. Статичные и активные, красивые и уродливые. Постоянные, которые там всегда, и случайные, которых завтра не будет.

Вольный путешественник.
Barcelona
Пребывает в таком вот положении, пока кто-нибудь не положит монетку. Тогда делает еще шаг вперед, одаривая улыбкой, затем шаг назад, и снова застывает.

Концерт испанской классической гитарной музыки дают, обычно, в одном из католических храмов.
Barcelona
Сегодня - в церкви Св. Иакова (Santiago по-испански, но здесь принято по-каталонски, Sant Jaume - Església de Sant Jaume) (41° 22.880'N 2° 10.529'E). По расписанию, должен быть уже известный нам с Леной гитарист Manuel Gonzalez, но вместо него выступает Xavier Coll, профессор Высшей музыкальной школы Каталонии (о возможности замены предупреждали).
И это оказалось только к лучшему! Маэстро Coll познакомил слушателей с разными периодами развития испанской гитары: XVI век, затем барокко (XVII-XVIII), романтизм (XIX), и почти современность (рубеж XIX-XX). Жаль, не была представлена основная часть XX века, также принесшая немало жемчужин.
Наши места, благодаря заботам моих спутников, просто прекрасные, в центре второго ряда.
Программа великолепна, и более того, музыка каждой эпохи исполняется на инструменте той самой эпохи. На фото можно видеть эволюцию гитары: на сцене - все четыре инструмента, от прародительницы, тоненькой виуэлы (vihuela de mano), до современной классической гитары.
Исполнительское мастерство - выше всяких похвал. А на бис Маэстро удивил публику - я, говорит, немного пою.. И спел. Сильным классическим тенором, аккомпанируя себе на гитаре. Да так зажигательно, что зал пришел в восторг! Мы не слышали прежде ничего подобного.


После концерта, в метро пошли не сразу, а решили пройтись до площади Каталонии.
На Рамбле кипит вечерняя жизнь.
«Страшный монстр» веселит публику. Особенно любит пообщаться с доверчивыми дамами.
Barcelona
Монетку приносят - просит пожать руку и потом не отпускает. На фото не Лена, но именно с ней сюжет был совершенно улётный :-)
- Мммм... *с подвыванием* Сексииии?.. *утробно зомбируя* Киссс мииии...
Ну и так далее. А в конце откинулся, для разгону, и-ии.. «укусил» за ногу. Вот те и кисс-ми :-)

На площади Каталонии - жизнь своя.
Пацаны гоняют футбольный мяч, но там места много, так что не мешают.
Кто-то катается на роликах.
На бортике примостились любители шахмат.
Barcelona

Завтра летим в Валенсию, утром туда, вечером обратно. Так что снова перерыв по Барселоне :)

/////


09.07.2010 пятница

По дороге из барселонского аэропорта.
Barcelona
Вот это да!.. Представляете?.. В потоке обычного транспорта.. Настоящий автомобиль первой половины XX века!..
Состоянию этого Авто позавидуют многие современные. А ведь создан не позднее конца двадцатых годов...
Фото удалось сделать пока стояли на светофоре. Через полминуты, дедуля поддал газку, и Locomobile легко оставил нас далеко позади.


10.07.2010 суббота

Первый день в Барселоне, когда, в принципе, не надо никуда бежать. Он же и последний :)
Неспешно завтракаем.
Barcelona
Вино - безалкогольное. Хамон - всегда :)

Сегодня день Гауди (Antoni Gaudí i Cornet по-каталански, Antonio имя по-испански, ударение в фамилии на последнем слоге).
Конечно, одного дня катастрофически мало, даже если смотреть только основные его творения. Но это лучше, чем ничего.
Очень хотелось пойти в Casa Battló (Дом [семьи] Бальо́) - пожалуй, из Домов, самое эффектное произведение.
Однако, мне важно, чтобы Алекс, не знакомый еще с великим Гауди, понял, откуда взялась его причудливая архитектура.
Для этого лучше посетить
  
Дом Милá (Casa Milà)
  
41° 23.707'N 2° 9.707'E
Потому что на его чердаке расположена постоянная экспозиция, позволяющая понять очень и очень многое.

Педрера (катал.: La Pedrera; каменоломня).
Barcelona Gaudi Pedrera
Так насмешливо прозвали когда-то Casa Milà барселонцы, настолько чуждым им показалось это здание среди чинных соседних. С годами, уничижительность прозвища растворилась, и сейчас Педрера - уже почти официальное название, а само здание прочно вошло в мировой золотой фонд архитектуры.
Монолитный железобетон (как следствие, отсутствие несущих стен = свободная планировка), эффективная вентиляция без необходимости кондиционирования, лифты изначально в проекте, подземный гараж - это не полный перечень инноваций и оригинальных решений. А ведь дом построен к 1910 году..

Искусствоведы причисляют Гауди к представителям стиля модерн (ар-нуво, фр.: art nouveau). С оговоркой, правда, что это несколько необычный модерн.
Товарищи путаются в показаниях :) - здесь есть и натуральный модерн.
Barcelona Gaudi Pedrera
Что, однако, ни разу не делает А. Гауди модернистом.
Ибо архитектура существует не сама по себе, а для заказчика. Который может и послать, если желаемого не будет. Между тем, модным, во времена строительства этого здания, был именно модерн. Более того, дом был предназначен для сдачи апартаментов внаем, и значит, ему следовало бы понравиться и более широким массам. И опять без реверансов моде не обойтись. Так что, в пределах легкодоступного пространства - особо не похулиганишь :-)

В отличие от крыши. Одни дымоходы в виде рыцарей чего стоят ..
Barcelona Gaudi Pedrera
.. (которые - позже увидим - не совсем фантазия, а новая форма существующих функциональных элементов зданий).

Здесь, вдали от повседневности, можно делать что хошь и как хошь :)
Barcelona Gaudi Pedrera
Использование битого кафеля (исп.: trencadís; катал.: quebradizo
), для мозаичной облицовки стен и других наружных поверхностей, стало фирменным стилем Гауди. В одном из своих ранних проектов, он специально разбил подготавливаемую керамику, иначе, по его мнению, было бы невозможно завершить строительство в разумные сроки - слишком сложными были формы поверхностей. В дальнейшем, для рационализации строительства, в ход шли отходы производства керамической плитки и фаянсовой посуды. И даже битые бутылки и прочее стекло, как на этом фото.

Это уже даже не архитектура. Это скульптура.
Barcelona Gaudi Pedrera

Чердак 
Casa Milà. Даже сегодня выглядит как послание из будущего.
Barcelona Gaudi Pedrera
В центре фото - композиция из металлических цепочек.
Она здесь не случайна и не просто для красоты. Это отражение одной из любимых
форм Великого Архитектора. С точки зрения теоретической механики, цепная линия (кривая, по которой провисает ненатянутая цепочка) - идеальная для ненагруженной извне арки. Именно цепная линия (англ.: catenary; от лат. сatena, цепь) - прообраз тех катенарных арок, которые мы видим на Чердаке (а не параболических, как тиражируют друг друга альтернативно грамотные искусствоведы).

Почему я говорю, что А. Гауди - не модернист? Ведь характерная черта ар-нуво - естественные, «растительные» линии.
То есть, на первый взгляд, и у модерна, и у Гауди - один источник...
Не совсем так, или совсем не так. Модерн - это стиль. Гауди - это система.
Источник системы Гауди - естественные науки и практики, вся природа, не только растительность. Причем подход принципиально иной, не просто декоративный.
Barcelona Gaudi Pedrera
Слева - скелет питона. Справа - макет чердачного этажа 
Casa Milà.
Питону, чтобы душить, надо сильно сжимать, и самому при этом не рассыпаться - поэтому нужна прочность. А строителю что нужно? :)
Гауди - архитектор-ученый и строитель. Миру наук он принадлежит в не меньшей степени, чем миру искусств. Его цель - не подражание природе, как это было в модерне, а изучение ее связей и функциональности. Учиться у Природы - могло бы быть его девизом.
Поэтому считать Гауди модернистом - это все равно что сказать, мол, сородичи обезьян пилотируют космические корабли :-)
При всем при том, что лично я люблю ар-нуво. Просто не следует путать мягкое с теплым.

Находка этой поездки (в прошлый раз не заметил) - храм для Колонии Гуэля, поселка для рабочих при фабрике Э. Гуэля (Eusebi Güell i Bacigalupi), покровителя Гауди, ставшего его другом.
Barcelona Gaudi Pedrera
Слева - план крипты этой церкви (из экспозиции в 
Casa Milà), тоже ставшей объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Сама церковь так и не была построена. На чертеже, пунктиром, приведены ее очертания над криптой. Справа - найденный в Интернете эскиз всего строения (здесь он скорректирован по цвету).

На одном из этажей 
Casa Milà открыт доступ в апартаменты. В экспозиции - обстановка и предметы той эпохи.
Barcelona Gaudi Pedrera
Да-да, модерн =)
Специфика Барселоны требует жесткой привязки такой красоты ;-)
(стальными тросиками, ага...)
Дом сдавали помощники А. Гауди. Сам он разошелся с заказчиком во взглядах на интерьер и отказался от управления проектом.

Но всё же его следы остались и здесь.
Встречаем в тех же апартаментах деталь, в которой весь Гауди: дверная ручка.
Barcelona Gaudi Pedrera
На торце - площадка для большого пальца руки. В отличие от многих музейных экспонатов, эту ручку можно потрогать, подержать - она же по прямому назначению работает. Действительно, лежит в руке как родная.

Гауди ведь не только архитектор, тяготеющий к скульптуре и наукам. Он еще и дизайнер-естественник.
И мебель для своих домов он обычно проектировал сам.
Barcelona Gaudi Pedrera
Принцип - должно быть удобно. А для этого форма должна следовать очертаниям человеческого тела.

Осмотрев, что можно, и чуток из того, что нельзя :), заканчиваем, получаем обратно свои штативы, нещадно отобранные в камеру хранения, и выходим на улицу.
Ба-тю-шки, что это?.. Похоже, демонстрация..
Barcelona
Не только перекресток, а вся улица Passeig de Gràcia заполнена практически до отказа, из переулка продолжают подтягиваться группы людей.
Как нам сказали чуть позже, четыре года каталонцы не митинговали. Пора снова заявить: «Каталония - не Испания» (Catalonia is not Spain, написано на транспарантах по-английски).

Прямо напротив выхода из дома Гауди сидят школьницы.
Barcelona
Короткий разговор на английском:
- Что происходит?
- Манифестация.
- За что, против чего?
- Индепенденсиа. Не Испания.
- Зачем?
- Мы хотим индепенденсиа. [независимость]
- Почему вы хотите независимости?
- Потому что [заставляют] учить испанский. Учиться на двух языках. [Если] независимость - учиться на [одном,] каталанском.

Никогда не были на европейской манифестации, с воодушевлением присоединяемся. Нам тоже дают картонную ладонь с надписью Adéu Espanya (катал. Прощай Испания). Пара местных гаврошей позагибали/поотрывали на «ладонях» все пальцы, кроме среднего.
Продолжаем общение, уже со взрослыми.
Заметил интересные футболки на представительном мужчине и пареньке рядом с ним.
- Экскьюз ми, где можно купить такую, где-то здесь?
- Неет, - смеется, - это мы с сыном в прошлом году в Женеве демонстрировали, специально заказывали. А вы откуда?
- Из России.
- О-оо, Россия, Москва, у меня там много бизнеса.
И начинает рассказывать мне о московских ночных клубах, одним из собственников которых он имеет счастие состоять. Вынужден закруглить беседу, в силу полного невладения темой. Сорри, мол, моя много работать и не знать клуппы :)

Высоко в небе висят два вертолета. То ли полицейские, то ли телевизионные. В переулке масса припаркованных автобусов и полицейский же броневик. Но всё очень мирно, полиция исключительно на всякий случай.
Более того, народ идет как на праздник - с дудками типа малюсенькой флейты, традиционными каталонскими стучалками (палка с трубкой, ими стукают друг о друга, ударный инструмент). Группа одетых в национальные костюмы артистов-спортсменов строит прямо в толпе живую пирамиду в несколько ярусов.
Натуральные народные гулянья - присутствуют все, от мала до велика, включая младенцев и немощных людей на колясках или с собакой-поводырем.

Алекс беседует с дядькой средних лет, интеллигентской наружности, с бородкой и в черных очках. Присоединяюсь. «Идеолог каталонской революции» рассуждает о былой практике захвата территорий путем династических браков как причине вынужденной совместной жизни. Рисует радужную картинку независимой Каталонии в составе ЕС и процветания после снижения налогов, ныне идущих на помощь отсталым испанским регионам.
Спрашивает о политических узниках современной России. Уклоняюсь от разговоров за Россию, рассказываю, как пять минут назад меня не только не пустили поснимать на площадку для фотографов (чуть раньше пускали и непрофи), но и просто прогнали. Тетке-распорядительнице надоел корректный диалог, и она заорала «Go out!», типа извольте-ка тебе выйти вон.

Секунду помолчав, - «Такие люди есть везде
», - философически ответил дядька...

Мда. Ну что ж, пора, пора закругляться, мы же хотим посмотреть Саграду Фамилию. Пошли к метро прямо по запруженной улице. Тоже интересно, но не продуктивно, ибо медленно.
Группа афро-каталонцев (на транспаранте написано «Землячество [какой-то африканской страны - кажется,
] Зимбабве»), подпирают фасад дома. Явно скучают. Похоже, организаторы собрали кого только можно, и не только барселонцев. В Фигересе позавчера висел большой плакат типа «все на манифестасио». А на следующий день, в аэропорту, на рейс в Сантьяго, встретился молодой человек со свернутым каталонским флагом, торчащим из рюкзака.
Позже прочитал, что эта манифестация стала самой крупной в истории Каталонии - в ней приняли участие более миллиона человек. Но тема ее, вообще-то, была несколько иной, не той, что явилась нам на небольшом участке.

На следующем перекрестке в небо вознеслись телеоператоры на спецплатформах и фотографы на строительных подъемниках. Мероприятие потом широко освещалось по испанскому телевидению.
Ну а предпочитающие натуральный live (англ. вживую
) - сегодня здесь, на трибунах :)
Barcelona
Тем не менее, не все барселонцы согласны с политикой партии - на балконах замечены не только каталонские, но и испанские флаги.

Наконец сворачиваем в переулок и выходим на параллельную улицу. Теперь идем вчетверо быстрее.
В переходе метро - нам подарок :). Интернациональный коллектив, гитарист-болгарин и барабанщик-колумбиец, исполняют вечные рок-хиты.
Barcelona
Led Zeppelin есть? Нет, но есть Eric Clapton. Тоже хорошо :)
Спасибо, порадовали. Скоро открывается рок-фестиваль, даже программка есть, но.. У нас график, а жаль.

Ну вот мы и добрались до
  Sagrada Familia
(Базилика Святого СемействаBasílica de la Sagrada Família)
  41° 24.240'N 2° 10.495'E
Самое значительное творение А. Гауди, им и только им жил он все последние годы своей жизни.

Внутрь уже опоздали - прибыли ровно в восемь вечера, как раз к закрытию. Эх, если бы не демонстрация - выбирались из нее почти час..
Ладно, хоть снаружи посмотрим.
Barcelona Gaudi Sagrada Familia
Великому долгострою пошла уже вторая сотня лет. Обещают, вроде, закончить к столетию со дня смерти А. Гауди. Ни государство, ни церковь не оплачивают строительство. Как и с самого начала, деньги приходят из частных пожертвований. После барселонской Олимпиады 1992, главными финансистами стали туристы.
Недостроенность не помешала вводу Храма в строй действующих. Еще в 2007, Лена и я присутствовали на очень необычной службе. С пением под гитарный аккомпанемент. В крохотном боковом закутке внутри, единственно свободном тогда от стройки. Слова были непонятными, но музыка не оставляла сомнений в духовности песнопений. А в конце 2010 года Храм был освящен и получил статус Basilica minor - как все соборы, кроме особо приближенных к папскому престолу (последних очень мало, их можно пересчитать по пальцам). Теперь в главном нефе могут проводиться канонические богослужения.
По некоторым данным, в 2011 году Sagrada Familia стала самым посещаемым культурным памятником в Испании, обойдя Прадо и Альхамбру.

Единственное, что успел построить сам А. Гауди - фасад Рождества и четыре башни-колокольни.
Barcelona Gaudi Sagrada Familia
Всего должно быть три фасада, двенадцать колоколен над ними (по числу Апостолов) и еще шесть башен (посвященных Иисусу, Деве Марии и Евангелистам).

Приняв эстафету от другого архитектора, начавшего строительство в готическом стиле ..
Barcelona Gaudi Sagrada Familia
.. и расставшегося с девелоперами из-за финансовых и конструкционных разногласий, - Гауди не стал ломать или переделывать. Лишь добавил неоготике скульптурные изображения ящериц, лягушек и улиток. Ничего особо экстравагантного, кстати, - он просто сделал еще один шаг вперед, расширив круг изображаемых на стенах католических соборов божьих тварей.

Фасад Страстей построили уже без А. Гауди, значительно позже.
Barcelona Gaudi Sagrada Familia
Еще в прошлый раз я заметил, насколько отличается решение Страстей от стилистики Рождества, и не мог понять почему.
С одной стороны, связь с Гауди есть - шлемы воинов похожи, как две капли воды, на верхушки дымоходов на крыше Педреры.
С другой, столь авангардный стиль абсолютно не вяжется с тем, что построил он сам.
Алекс: А может быть, Гауди специально хотел представить Страсти (=Страдания) именно в таком, нарочито грубом, дисгармоничном ключе?
Хорошая мысль. Но боюсь, мы никогда уже не узнаем ответа на этот вопрос.
Потому что каталонцы не уберегли наследие Великого Архитектора. 
После смерти А. Гауди в 1926 году, его дело продолжил ученик-соратник, но в 30-х годах возведение Храма, думаю, уже стало никому не нужным
, как минимум. Строительство прекратилось в 1936, в первые дни гражданской войны, после грабежа и пожара, устроенных каталонскими революционерами-анархистами. Подожгли крипту, мастерская была рядом, бо́льшая часть архива Гауди была уничтожена.

Что-то осталось, конечно.. Но Гауди если и пояснял свои проекты, то очень кратко. И бывало, переделывал то, что уже начато, меняя проект по ходу строительства. Не понравились результаты эксперимента - и всё заново...

А что если сохранился просто быстрый набросок?.. От которого до завершенного воплощения - как до Луны?..
Не сомневаюсь, что продолжатели действуют «по Гауди» - в смысле, используют сохранившиеся материалы. Сомневаюсь, что продолжатели в полной мере понимают Гауди. И не только я. В 2008 году около черехсот деятелей культуры Испании подписали манифест с протестом против того, как именно строится Sagrada Familia.
Что бы и как бы то ни было, строительство продолжается. И Храм можно даже увидеть, виртуально.
Боюсь только, что скоро уже нужно начинать реставрацию того, что сделал сам А. Гауди...

И все-таки самое главное - в том, что его мысли близки многим и что дело его живет.
Barcelona Gaudi
Слева - опоры Храма Святого Семейства. Справа - в валенсийском Городе Искусств и Наук (
про это будет отдельная глава).
Было бы еще нагляднее, если показать также лес колонн внутри Sagrada Familia. Ну, в другой раз...
Наверх
Предыдущая глава Содержание Следующая глава
Все путешествия
На главную страницу сайта
© 2014 3dtravels.ru
Написать нам