Испания 2010 Четыре стороны Испании | ||||||
Сторона вторая. Северный Восток | ||||||
Глава 04. Барселона | ||||||
|
||||||
|
||||||
07.07.2010 среда Ранним утром, ни свет ни заря, вылетаем в Барселону, рейсом Spanair. До мадридского терминала Т2, откуда отправляются местные рейсы, добрались на такси. Очень быстро - дороги в такую рань были совершенно пустыми. Регистрировались накануне, через интернет, так что только багаж сдать. Далее, как обычно, контроль так называемой безопасности. Сейчас будет душераздирающая рассказка о сражении с аэрогидрой :) - спешащих и пугливых прошу проследовать ниже по тексту, где начинается собственно Барселона. Сотрудника службы безопасности заинтересовала сумка-авоська с книгами из Прадо и накопившимися уже туристическими материалами, а также сувенирами из Толедо. Но, черт, я совсем забыл, что среди упакованных в одинаковую подарочную бумагу игрушек есть и рыцарский меч. Нет, не полноформатный, конечно, а маленький, сантиметров пятнадцать. Вот он-то и стал камнем преткновения. Откройте, показывает службист. Разворачиваю, показываю. - Prohibido (исп. запрещено), - заявляет службец. - Да это же сувенир, из Толедо! Берет, приоткрывает коробочку, хотя она сверху прозрачная, закрывает и.. небрежно бросает себе под ноги. Как-то даже нарочито небрежно. И что-то меня такое обращение, с символом страны, задело... Ну уж нет, не согласен. - Prohibido, - службан непреклонен. - Могу я видеть вашего начальника? (чиф, шеф, менеджер, манахер - должен понять, даже если по-английски не говорит) - Prohibido, - заладил, как попугай, никого не зовет и переворачивает свой бэдж, когда я хотел записать его имя. Если прав - зачем скрываться?.. Однако, толку нет, и я обращаюсь к другим безопасникам - где, мол, ваш шеф. Все усиленно делают вид, что не понимают... Вместо шефа, появляется полицейский, дежуривший неподалеку - суета привлекла его внимание. В отличие от безопасцев, по-английски изъясняется, и вполне прилично. Шо, мол, за шум, а драки нету? Объясняю. А подать сюда предмет раздора, дает он указание одной из безопасниц. Перепугавшаяся почему-то тетка мигом слетала на тот, дальний уже, край и принесла мечик. Страж порядка всё понял и вынес соломонов вердикт - надо пойти на стойку регистрации и сдать в багаж. Логично, черт возьми, и справедливо... Вот кто мешал безопаснику поступить так же? Бегу на регистрацию, там те же две матрехи бальзаковского возраста. Не берут. Только в закрытой сумке. Купить вон там.. где-то там... Отправить через пилота не предложили. Спустя пару минут я понял, что шансов у меня нет, рискую опоздать на посадку. Выкинуть? Не могу.. Подарю тогда!.. Но пассажиры шарахаются от такого благодетельствования. Гляжу, идет дядька - электрик, наверно. - Сувенир, из Толедо, для вас, подарок! Принял, удивившись и обрадовавшись. Я тоже был рад - не мне, так нормальному человеку, а не под ноги этому.. В общем, ясно. От беготни жутко пересохло горло (воду-то уже отобрали). Ладно.. в самолете есть вода.. Но стюардесса, немедленно по окончании рассаживания, откинула боковое сидение рядом со мной, села и пристегнулась. Через несколько секунд, лайнер медленно тронулся к рулежке. Не положено, говорит, должна сидеть. Даже если самолет встал на минуту, а до закутка с водой - буквально два шага, почти что руку протянуть. И вообще, не мои, стюардессины, проблемы. Это Spanair, подытожил я. Нет бога кроме регламента, и персонал пророк его. Ну хорошо хоть летать умеют. Воду она потом, после набора высоты, принесла. Ладно, сели. На выходе из самолета меня приостанавливает ее начальник и начинает длинную тираду - объясняя, видимо, что у них самые правильные порядки на борту. «I don't speak Spanish» (англ. я не говорю по-испански), - сообщаю ему. Удовлетворенно кивает и, как глухарь на току, продолжает речь на испанском. Регламент! Должен контактировать с пассажирами. Смысл и результат не интересуют. Стюардесса говорит по-английски, а начальник нет, во дела. Spanair... [написано до банкротства Spanair - а когда оно случилось, я не был удивлен] *** В Барселоне (Barcelona) метро в аэропорт (BCN) не ходит. Поехали на шаттл-басе. Отель у нас здесь тоже апартаментовый, Aparthotel Atenea Calabria 3*. В ту же цену, только без завтрака. Лене не понравился, а по мне так ничего. Да, невнятный пенал, с крошечным телевизором девяностых годов и профсоюзной обстановкой, зато кондиционер (и здесь он нужен) с электронным управлением, а главное - два отличных супермаркета буквально в двадцати и сорока метрах от входа в отель. Разместившись, решили, для начала, покататься на туристическом автобусе. Мы с Леной были в Барселоне три года назад, но тогда этот аттракцион пропустили. Да и Алекс здесь впервые. Первый попавшийся маршрут - по западной части города, далее через порт. Гигантская (89х35 и высотой 42 м) современная скульптура перед входом в порт называется 'Волны' (катал.: Ones). Больше похоже на облака, ну да ладно. Очень они мне нравятся. Аудиогид на восьми, кажется, языках. Включая русский. Рассказывает интересно, но не запоминается почти ничего :) Кроме вот этого - Олимпийская деревня .. .., построенная на месте бывшего скопления железнодорожных путей. Вот откуда, оказывается, рельсово-шпальные мотивы растут. Знаменитая улица La Rambla. Полуденный ад. В Барселоне +31 градус, на Рамбле какая-то стройка, пылища от нее, народу видимо-невидимо. Туда надо вечером ходить. А еще хорошо ранним утром. Активно продолжать сегодня что-то не хочется, я не выспался и пошел наверстывать, по дороге познакомившись с «работой» местных карманников. Давно наслышан, но видеть не приходилось. Метро. Подходит поезд. Заходишь в вагон, а мужик, перед тобой, неожиданно встает в проеме - как бы в нерешительности, туда ли он садится. Сзади, типа по инерции, припечатывается дамочка. Меланхолично глядя в сторону далекого машиниста, уверенно лезет в карман. Не свой, разумеется. Они не знали, что в заднем кармане шортов я никогда ничего не ношу :) Получив по рукам, все так же глядя вдаль, бабец отлипает, мужик в это время выходит, двери тут же закрываются, и поезд уносит «жертву» в темное чрево метротуннеля. Считанные секунды. Только успеваешь заметить, что парочка, вместе, спокойненько топает по перрону. А мои решили пойти купаться, предварительно и предусмотрительно заглянув на железнодорожный вокзал, чтобы купить на завтра билеты в Фигерес. Пляж Барселонета (La Barceloneta) (41° 23.114'N 2° 11.880'E), у олимпийского порта. Прямо в городе, удобно. А под вечер и народу немного. Из Барселоны у нас намечено два радиальных выезда - в Фигерес и Валенсию, так что сам город получился тремя частями. Вылазки - см. отдельные главы, а здесь я продолжу только по Барселоне. 08.07.2010 четверг Вернувшись из Фигереса, я забежал в отель, выгрузить очередную порцию сувениров и зайти в супермаркет. А Лена и Алекс отправились выкупать заказанные еще в Москве билеты на гитарный концерт - это стоило сделать пораньше, часа за два-три до начала. Потому что места «лучшие из имеющихся» (на деле оказалось, что места вообще не нумеруются, и приходить пораньше надо не за билетами, а перед концертом). Зато было время прогуляться по Рамбле (La Rambla) (41° 22.814'N 2° 10.445'E), она там рядом. Живые статуи - главная достопримечательность этого бульвара. Статуи разные. Есть интересные, и есть так себе. Статичные и активные, красивые и уродливые. Постоянные, которые там всегда, и случайные, которых завтра не будет. Вольный путешественник. Пребывает в таком вот положении, пока кто-нибудь не положит монетку. Тогда делает еще шаг вперед, одаривая улыбкой, затем шаг назад, и снова застывает. Концерт испанской классической гитарной музыки дают, обычно, в одном из католических храмов. Сегодня - в церкви Св. Иакова (Santiago по-испански, но здесь принято по-каталонски, Sant Jaume - Església de Sant Jaume) (41° 22.880'N 2° 10.529'E). По расписанию, должен быть уже известный нам с Леной гитарист Manuel Gonzalez, но вместо него выступает Xavier Coll, профессор Высшей музыкальной школы Каталонии (о возможности замены предупреждали). И это оказалось только к лучшему! Маэстро Coll познакомил слушателей с разными периодами развития испанской гитары: XVI век, затем барокко (XVII-XVIII), романтизм (XIX), и почти современность (рубеж XIX-XX). Жаль, не была представлена основная часть XX века, также принесшая немало жемчужин. Наши места, благодаря заботам моих спутников, просто прекрасные, в центре второго ряда. Программа великолепна, и более того, музыка каждой эпохи исполняется на инструменте той самой эпохи. На фото можно видеть эволюцию гитары: на сцене - все четыре инструмента, от прародительницы, тоненькой виуэлы (vihuela de mano), до современной классической гитары. Исполнительское мастерство - выше всяких похвал. А на бис Маэстро удивил публику - я, говорит, немного пою.. И спел. Сильным классическим тенором, аккомпанируя себе на гитаре. Да так зажигательно, что зал пришел в восторг! Мы не слышали прежде ничего подобного. После концерта, в метро пошли не сразу, а решили пройтись до площади Каталонии. На Рамбле кипит вечерняя жизнь. «Страшный монстр» веселит публику. Особенно любит пообщаться с доверчивыми дамами. Монетку приносят - просит пожать руку и потом не отпускает. На фото не Лена, но именно с ней сюжет был совершенно улётный :-) - Мммм... *с подвыванием* Сексииии?.. *утробно зомбируя* Киссс мииии... Ну и так далее. А в конце откинулся, для разгону, и-ии.. «укусил» за ногу. Вот те и кисс-ми :-) На площади Каталонии - жизнь своя. Пацаны гоняют футбольный мяч, но там места много, так что не мешают. Кто-то катается на роликах. На бортике примостились любители шахмат. Завтра летим в Валенсию, утром туда, вечером обратно. Так что снова перерыв по Барселоне :) ///// 09.07.2010 пятница По дороге из барселонского аэропорта. Вот это да!.. Представляете?.. В потоке обычного транспорта.. Настоящий автомобиль первой половины XX века!.. Состоянию этого Авто позавидуют многие современные. А ведь создан не позднее конца двадцатых годов... Фото удалось сделать пока стояли на светофоре. Через полминуты, дедуля поддал газку, и Locomobile легко оставил нас далеко позади. 10.07.2010 суббота Первый день в Барселоне, когда, в принципе, не надо никуда бежать. Он же и последний :) Неспешно завтракаем. Вино - безалкогольное. Хамон - всегда :) Сегодня день Гауди (Antoni Gaudí i Cornet по-каталански, Antonio имя по-испански, ударение в фамилии на последнем слоге). Конечно, одного дня катастрофически мало, даже если смотреть только основные его творения. Но это лучше, чем ничего. Очень хотелось пойти в Casa Battló (Дом [семьи] Бальо́) - пожалуй, из Домов, самое эффектное произведение. Однако, мне важно, чтобы Алекс, не знакомый еще с великим Гауди, понял, откуда взялась его причудливая архитектура. Для этого лучше посетить Дом Милá (Casa Milà) 41° 23.707'N 2° 9.707'E Потому что на его чердаке расположена постоянная экспозиция, позволяющая понять очень и очень многое. Так насмешливо прозвали когда-то Casa Milà барселонцы, настолько чуждым им показалось это здание среди чинных соседних. С годами, уничижительность прозвища растворилась, и сейчас Педрера - уже почти официальное название, а само здание прочно вошло в мировой золотой фонд архитектуры. Монолитный железобетон (как следствие, отсутствие несущих стен = свободная планировка), эффективная вентиляция без необходимости кондиционирования, лифты изначально в проекте, подземный гараж - это не полный перечень инноваций и оригинальных решений. А ведь дом построен к 1910 году.. Искусствоведы причисляют Гауди к представителям стиля модерн (ар-нуво, фр.: art nouveau). С оговоркой, правда, что это несколько необычный модерн. Товарищи путаются в показаниях :) - здесь есть и натуральный модерн. Что, однако, ни разу не делает А. Гауди модернистом. Ибо архитектура существует не сама по себе, а для заказчика. Который может и послать, если желаемого не будет. Между тем, модным, во времена строительства этого здания, был именно модерн. Более того, дом был предназначен для сдачи апартаментов внаем, и значит, ему следовало бы понравиться и более широким массам. И опять без реверансов моде не обойтись. Так что, в пределах легкодоступного пространства - особо не похулиганишь :-) В отличие от крыши. Одни дымоходы в виде рыцарей чего стоят .. .. (которые - позже увидим - не совсем фантазия, а новая форма существующих функциональных элементов зданий). Здесь, вдали от повседневности, можно делать что хошь и как хошь :) Использование битого кафеля (исп.: trencadís; катал.: quebradizo), для мозаичной облицовки стен и других наружных поверхностей, стало фирменным стилем Гауди. В одном из своих ранних проектов, он специально разбил подготавливаемую керамику, иначе, по его мнению, было бы невозможно завершить строительство в разумные сроки - слишком сложными были формы поверхностей. В дальнейшем, для рационализации строительства, в ход шли отходы производства керамической плитки и фаянсовой посуды. И даже битые бутылки и прочее стекло, как на этом фото. Это уже даже не архитектура. Это скульптура. Чердак Casa Milà. Даже сегодня выглядит как послание из будущего. В центре фото - композиция из металлических цепочек. Она здесь не случайна и не просто для красоты. Это отражение одной из любимых форм Великого Архитектора. С точки зрения теоретической механики, цепная линия (кривая, по которой провисает ненатянутая цепочка) - идеальная для ненагруженной извне арки. Именно цепная линия (англ.: catenary; от лат. сatena, цепь) - прообраз тех катенарных арок, которые мы видим на Чердаке (а не параболических, как тиражируют друг друга альтернативно грамотные искусствоведы). Почему я говорю, что А. Гауди - не модернист? Ведь характерная черта ар-нуво - естественные, «растительные» линии. То есть, на первый взгляд, и у модерна, и у Гауди - один источник... Не совсем так, или совсем не так. Модерн - это стиль. Гауди - это система. Источник системы Гауди - естественные науки и практики, вся природа, не только растительность. Причем подход принципиально иной, не просто декоративный. Слева - скелет питона. Справа - макет чердачного этажа Casa Milà. Питону, чтобы душить, надо сильно сжимать, и самому при этом не рассыпаться - поэтому нужна прочность. А строителю что нужно? :) Гауди - архитектор-ученый и строитель. Миру наук он принадлежит в не меньшей степени, чем миру искусств. Его цель - не подражание природе, как это было в модерне, а изучение ее связей и функциональности. Учиться у Природы - могло бы быть его девизом. Поэтому считать Гауди модернистом - это все равно что сказать, мол, сородичи обезьян пилотируют космические корабли :-) При всем при том, что лично я люблю ар-нуво. Просто не следует путать мягкое с теплым. Находка этой поездки (в прошлый раз не заметил) - храм для Колонии Гуэля, поселка для рабочих при фабрике Э. Гуэля (Eusebi Güell i Bacigalupi), покровителя Гауди, ставшего его другом. Слева - план крипты этой церкви (из экспозиции в Casa Milà), тоже ставшей объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Сама церковь так и не была построена. На чертеже, пунктиром, приведены ее очертания над криптой. Справа - найденный в Интернете эскиз всего строения (здесь он скорректирован по цвету). На одном из этажей Casa Milà открыт доступ в апартаменты. В экспозиции - обстановка и предметы той эпохи. Да-да, модерн =) Специфика Барселоны требует жесткой привязки такой красоты ;-) (стальными тросиками, ага...) Дом сдавали помощники А. Гауди. Сам он разошелся с заказчиком во взглядах на интерьер и отказался от управления проектом. Но всё же его следы остались и здесь. Встречаем в тех же апартаментах деталь, в которой весь Гауди: дверная ручка. На торце - площадка для большого пальца руки. В отличие от многих музейных экспонатов, эту ручку можно потрогать, подержать - она же по прямому назначению работает. Действительно, лежит в руке как родная. Гауди ведь не только архитектор, тяготеющий к скульптуре и наукам. Он еще и дизайнер-естественник. И мебель для своих домов он обычно проектировал сам. Принцип - должно быть удобно. А для этого форма должна следовать очертаниям человеческого тела. Осмотрев, что можно, и чуток из того, что нельзя :), заканчиваем, получаем обратно свои штативы, нещадно отобранные в камеру хранения, и выходим на улицу. Ба-тю-шки, что это?.. Похоже, демонстрация.. Не только перекресток, а вся улица Passeig de Gràcia заполнена практически до отказа, из переулка продолжают подтягиваться группы людей. Как нам сказали чуть позже, четыре года каталонцы не митинговали. Пора снова заявить: «Каталония - не Испания» (Catalonia is not Spain, написано на транспарантах по-английски). Прямо напротив выхода из дома Гауди сидят школьницы. Короткий разговор на английском: - Что происходит? - Манифестация. - За что, против чего? - Индепенденсиа. Не Испания. - Зачем? - Мы хотим индепенденсиа. [независимость] - Почему вы хотите независимости? - Потому что [заставляют] учить испанский. Учиться на двух языках. [Если] независимость - учиться на [одном,] каталанском. Никогда не были на европейской манифестации, с воодушевлением присоединяемся. Нам тоже дают картонную ладонь с надписью Adéu Espanya (катал. Прощай Испания). Пара местных гаврошей позагибали/поотрывали на «ладонях» все пальцы, кроме среднего. Продолжаем общение, уже со взрослыми. Заметил интересные футболки на представительном мужчине и пареньке рядом с ним. - Экскьюз ми, где можно купить такую, где-то здесь? - Неет, - смеется, - это мы с сыном в прошлом году в Женеве демонстрировали, специально заказывали. А вы откуда? - Из России. - О-оо, Россия, Москва, у меня там много бизнеса. И начинает рассказывать мне о московских ночных клубах, одним из собственников которых он имеет счастие состоять. Вынужден закруглить беседу, в силу полного невладения темой. Сорри, мол, моя много работать и не знать клуппы :) Высоко в небе висят два вертолета. То ли полицейские, то ли телевизионные. В переулке масса припаркованных автобусов и полицейский же броневик. Но всё очень мирно, полиция исключительно на всякий случай. Более того, народ идет как на праздник - с дудками типа малюсенькой флейты, традиционными каталонскими стучалками (палка с трубкой, ими стукают друг о друга, ударный инструмент). Группа одетых в национальные костюмы артистов-спортсменов строит прямо в толпе живую пирамиду в несколько ярусов. Натуральные народные гулянья - присутствуют все, от мала до велика, включая младенцев и немощных людей на колясках или с собакой-поводырем. Алекс беседует с дядькой средних лет, интеллигентской наружности, с бородкой и в черных очках. Присоединяюсь. «Идеолог каталонской революции» рассуждает о былой практике захвата территорий путем династических браков как причине вынужденной совместной жизни. Рисует радужную картинку независимой Каталонии в составе ЕС и процветания после снижения налогов, ныне идущих на помощь отсталым испанским регионам. Спрашивает о политических узниках современной России. Уклоняюсь от разговоров за Россию, рассказываю, как пять минут назад меня не только не пустили поснимать на площадку для фотографов (чуть раньше пускали и непрофи), но и просто прогнали. Тетке-распорядительнице надоел корректный диалог, и она заорала «Go out!», типа извольте-ка тебе выйти вон. Секунду помолчав, - «Такие люди есть везде», - философически ответил дядька... Мда. Ну что ж, пора, пора закругляться, мы же хотим посмотреть Саграду Фамилию. Пошли к метро прямо по запруженной улице. Тоже интересно, но не продуктивно, ибо медленно. Группа афро-каталонцев (на транспаранте написано «Землячество [какой-то африканской страны - кажется,] Зимбабве»), подпирают фасад дома. Явно скучают. Похоже, организаторы собрали кого только можно, и не только барселонцев. В Фигересе позавчера висел большой плакат типа «все на манифестасио». А на следующий день, в аэропорту, на рейс в Сантьяго, встретился молодой человек со свернутым каталонским флагом, торчащим из рюкзака. Позже прочитал, что эта манифестация стала самой крупной в истории Каталонии - в ней приняли участие более миллиона человек. Но тема ее, вообще-то, была несколько иной, не той, что явилась нам на небольшом участке. На следующем перекрестке в небо вознеслись телеоператоры на спецплатформах и фотографы на строительных подъемниках. Мероприятие потом широко освещалось по испанскому телевидению. Ну а предпочитающие натуральный live (англ. вживую) - сегодня здесь, на трибунах :) Тем не менее, не все барселонцы согласны с политикой партии - на балконах замечены не только каталонские, но и испанские флаги. Наконец сворачиваем в переулок и выходим на параллельную улицу. Теперь идем вчетверо быстрее. В переходе метро - нам подарок :). Интернациональный коллектив, гитарист-болгарин и барабанщик-колумбиец, исполняют вечные рок-хиты. Led Zeppelin есть? Нет, но есть Eric Clapton. Тоже хорошо :) Спасибо, порадовали. Скоро открывается рок-фестиваль, даже программка есть, но.. У нас график, а жаль. Ну вот мы и добрались до Sagrada Familia (Базилика Святого Семейства, Basílica de la Sagrada Família) 41° 24.240'N 2° 10.495'E Самое значительное творение А. Гауди, им и только им жил он все последние годы своей жизни. Внутрь уже опоздали - прибыли ровно в восемь вечера, как раз к закрытию. Эх, если бы не демонстрация - выбирались из нее почти час.. Ладно, хоть снаружи посмотрим. Великому долгострою пошла уже вторая сотня лет. Обещают, вроде, закончить к столетию со дня смерти А. Гауди. Ни государство, ни церковь не оплачивают строительство. Как и с самого начала, деньги приходят из частных пожертвований. После барселонской Олимпиады 1992, главными финансистами стали туристы. Недостроенность не помешала вводу Храма в строй действующих. Еще в 2007, Лена и я присутствовали на очень необычной службе. С пением под гитарный аккомпанемент. В крохотном боковом закутке внутри, единственно свободном тогда от стройки. Слова были непонятными, но музыка не оставляла сомнений в духовности песнопений. А в конце 2010 года Храм был освящен и получил статус Basilica minor - как все соборы, кроме особо приближенных к папскому престолу (последних очень мало, их можно пересчитать по пальцам). Теперь в главном нефе могут проводиться канонические богослужения. По некоторым данным, в 2011 году Sagrada Familia стала самым посещаемым культурным памятником в Испании, обойдя Прадо и Альхамбру. Единственное, что успел построить сам А. Гауди - фасад Рождества и четыре башни-колокольни. Всего должно быть три фасада, двенадцать колоколен над ними (по числу Апостолов) и еще шесть башен (посвященных Иисусу, Деве Марии и Евангелистам). Приняв эстафету от другого архитектора, начавшего строительство в готическом стиле .. .. и расставшегося с девелоперами из-за финансовых и конструкционных разногласий, - Гауди не стал ломать или переделывать. Лишь добавил неоготике скульптурные изображения ящериц, лягушек и улиток. Ничего особо экстравагантного, кстати, - он просто сделал еще один шаг вперед, расширив круг изображаемых на стенах католических соборов божьих тварей. Фасад Страстей построили уже без А. Гауди, значительно позже. Еще в прошлый раз я заметил, насколько отличается решение Страстей от стилистики Рождества, и не мог понять почему. С одной стороны, связь с Гауди есть - шлемы воинов похожи, как две капли воды, на верхушки дымоходов на крыше Педреры. С другой, столь авангардный стиль абсолютно не вяжется с тем, что построил он сам. Алекс: А может быть, Гауди специально хотел представить Страсти (=Страдания) именно в таком, нарочито грубом, дисгармоничном ключе? Хорошая мысль. Но боюсь, мы никогда уже не узнаем ответа на этот вопрос. Потому что каталонцы не уберегли наследие Великого Архитектора. После смерти А. Гауди в 1926 году, его дело продолжил ученик-соратник, но в 30-х годах возведение Храма, думаю, уже стало никому не нужным, как минимум. Строительство прекратилось в 1936, в первые дни гражданской войны, после грабежа и пожара, устроенных каталонскими революционерами-анархистами. Подожгли крипту, мастерская была рядом, бо́льшая часть архива Гауди была уничтожена. Что-то осталось, конечно.. Но Гауди если и пояснял свои проекты, то очень кратко. И бывало, переделывал то, что уже начато, меняя проект по ходу строительства. Не понравились результаты эксперимента - и всё заново... А что если сохранился просто быстрый набросок?.. От которого до завершенного воплощения - как до Луны?.. Не сомневаюсь, что продолжатели действуют «по Гауди» - в смысле, используют сохранившиеся материалы. Сомневаюсь, что продолжатели в полной мере понимают Гауди. И не только я. В 2008 году около черехсот деятелей культуры Испании подписали манифест с протестом против того, как именно строится Sagrada Familia. Боюсь только, что скоро уже нужно начинать реставрацию того, что сделал сам А. Гауди... И все-таки самое главное - в том, что его мысли близки многим и что дело его живет. Слева - опоры Храма Святого Семейства. Справа - в валенсийском Городе Искусств и Наук (про это будет отдельная глава). Было бы еще нагляднее, если показать также лес колонн внутри Sagrada Familia. Ну, в другой раз... |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||