Испания 2010 Четыре стороны Испании | ||||||
Сторона вторая. Северный Восток | ||||||
Глава 05. Фигерес | ||||||
|
||||||
|
||||||
08.07.2010 четверг Должен сказать, что на этапе подготовки мне не хотелось ехать в музей Дали. Потому что я думал, что знаю, кто такой и что такое Сальвадор Дали (Salvador Dalí i Domènech - статья на французском). Но Лена туда определенно хотела - значит, поедем. Глянуть своими глазами, на всемирно известное явление, никогда не помешает. Забегая вперед: выяснилось, что я не только не знал Дали, но и не очень-то понимал его раньше. Хотя сюрреализм нравился давно. В Фигерес едем на поезде, с барселонского вокзала Сантс (катал.: Estació de Barcelona-Sants). Поезд на Portbou хоть и скорый (региональный, media distancia), но все равно ехать без малого два часа. Максимальная скорость 138 км/ч, доложил экранчик в салоне. Прибываем в Фигерес (катал.: Figueres; исп.: Figueras), время четверть одиннадцатого. Тепло :), +30 градусов. Информационный киоск - прямо на платформе. Желающих посовещаться немало, так что встаем в очередь. Впрочем, быстро, и вот, молоденькая девушка рисует нам на плане города маршрут, как пройти в библиоте.. в Театр-Музей Дали. Всё, в общем, просто - идти прямо через город, недалеко. Узнав, что мы из России: - А я, - говорит, - Льва Толстого читаю. И показывает.. Хмм.. Молодая девушка.. на железнодорожной станции... читает 'Анну Каренину'.... А ну как плохому научит? Куда смотрит семья и школа? Нет бы 'Войну и Мир' почитать, или вот 'Севастопольские', скажем, 'рассказы' :) Наш путь проходит через продовольственный рынок. Цены на плодоовощ приятные. На хамон тоже. Может, и надо было воспользоваться - на обратном пути рынок был уже закрыт, - но таскаться с сумками в музей не хотелось. Еще немного пройти - второй рынок, тоже для покушать. Прям вольный торговый город. И наконец, третий :), на этот раз промтоварный. Перед входом в скверик, прямо на асфальте, Фиатами торгуют, и Альфа-Ромео :) Дальше развернуты палатки - всякие шмотки, обувь, и т.д. Здесь же мобильная связь, а также... О как.. На одной из палаток табличка: 'Всё для балета'.. За «прилавком» - молоденькая стройная балерина. Смущается :) А ведь здо́рово! И это же нормально: знаешь и любишь свое дело - торгуй экипировкой, снаряжением и т.п., помогай другим, кто только начинает или собирается. Утром за прилавком, вечером на сцене. И что самое замечательное: власти не только не мешают, как у нас, постоянно залезая в карман и посносив все стихийные рынки, вместо того чтобы просто организовать пространство и его уборку по завершении дня, - но и явно поощряют товарообмен, судя по разнообразию предложений. Мимо Дали не промахнешься :) Яйца на крыше, булочки на стенах.. Поп-арт, который многих, и в какой-то степени меня, отталкивает своей нарочитой простотой и склонностью к обыденности. А вот любопытно: Гауди, уверенный в совершенстве и прочности куриного яйца, носил его прямо в кармане. Яйцо - также один из символов Дали, который был младшим современником Гауди. Та же мысль о совершенстве формы. Может быть, они встречались?.. Хотя, яйцо, как символ или модель, наверняка было и до них обоих. Фиаты здесь, видать, давно популярны :) Нет сомнений, мы у цели. Расположенное неподалеку кафе поддерживает настроение Дали. Театр-Музей Дали (катал.: Teatre-Museu Dalí) 42° 16.085'N 2° 57.576'E Водолаз на фасаде. Говорят, Дали чуть не задохнулся в водолазном скафандре во время какой-то презентации - наглядно демонстрировал свой тезис о задаче раскрытия глубин подсознания. Его срочно извлекли, под восторженные аплодисменты публики, подумавшей, что так и было задумано и отрепетировано. На входе в Музей - длиннющая очередь из туристов. Дали сверхпопулярен. Во внутреннем дворике, гостей встречает вариация на тему знаменитого 'Дождливого Такси'. (исп.: Taxi lluvioso; фр.: Taxi pluvieux; англ.: Rainy Taxi) Истинно сюрреалистическая инсталляция - дождь капает внутри автомобиля. А за 1 евро, пишут, пойдет душем :) Этот Кадиллак - уже четвертое авторское воспроизведение 'Дождливого Такси' (прежние, как я понял, не сохранились). Первоначально, на всемирной выставке достижений сюрреалистического хозяйства 1938 года, был выставлен уже по тем меркам древний агрегат. Есть и внутренние отличия... Хотел бы я взглянуть на оригинал, описываемый в 'Истории сюрреалистической живописи' (фр.: Histoire de la peinture surréaliste; на Амазоне есть в переводе с французского на английский): манекен-шофер с головой акулы.. жирные улитки, ползающие по листьям растущего в салоне салата.., а заодно и по расположившейся на заднем сидении дамочке-манекену в вечернем платье.. Почему называется 'Театр'? Нет, это не театрализация музейщины. Дали купил развалины сгоревшего городского театра, в котором состоялась когда-то первая выставка его работ. Дворик в прошлой жизни был зрительным залом театра. 'Гала́, глядящая на Cредиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна' [так называется картина] (1976). В центре фото можно видеть изображение обнаженной Галы, жены С. Дали и его музы, переходящее в крупнопиксельный портрет А. Линкольна. Американского президента вблизи разглядеть сложно. Да и отдаляясь, не просто. Нужно прищурить глаза, как это делают художники, чтобы ухватить общий рисунок и колорит изображаемой сцены. По бокам - наброски на тему корриды. Бык в виде носорога, торерос-птицы и -рыбы, упряжка мулов утаскивает черный рояль. Мертвый бык как рояль... Здесь еще света много. Дальше - много хуже, снимать нелегко. За штатив просто плешь проели. Ходят по пятам, в толпе не затеряешься, выискивают и опять атата-низзя. Наш человек, морской :) Несколько работ выдают интерес и, вероятно, причастность к подводному миру. Это тоже, наверно, писал живым осьминогом.. Выставлены две нетривиальные серии иллюстраций, к Дону Кихоту Сервантеса и к Божественной комедии Данте. Данте. Цербер. Помимо многочисленной графики, немало и живописных работ. Небезынтересна эволюция молодого Дали: (кликните на картинке, чтобы увидеть эту ленту в большем размере) В левом нижнем углу, я проставил год произведения и возраст автора на то время. Он прошел и успешно освоил все стили современной живописи (первые четыре картины в ряду) и к двадцати трем-четырем годам стал тем, кого мы знаем как Сальвадор Дали (картина справа). Кстати, начал он очень рано, и в тринадцать-четырнадцать лет уже вполне был художником. Первый большой период Дали как Дали проходит под сенью идей З. Фрейда, отсюда и аморфные, поначалу, образы. А это уже вторая половина жизни, когда духовным отцом Дали, вместо психиатра Фрейда, стал физик Гейзенберг. 'Leda atómica' (1949). Название я бы перевел как Атомическая Леда (а не Атомная, как пишут обычно). Чтобы ассоциировать как до́лжно - не столько с ядерным оружием, сколько со строением атома как физико-математической теорией. Древнегреческий сюжет визита обратившегося лебедем Зевса к спартанской царице Леде, с последующим совокуплением с оной, занимал многих художников предыдущих эпох, включая Леонардо и Микеланджело. У Дали, сцена решена, разумеется, в сюрреалистической манере. Ключевой момент: объекты парят в пространстве, ни один не касается другого. Как элементарные частицы в атоме. Только как это?.. Зевс-то.. Леду-то.. вполне результативно... :) Впрочем, понятно. Элементы изображены в невозбужденном состоянии, до термоядерной реакции дело еще не дошло :) Обратите внимание - море тоже парит над пляжем. Тогда я думал, что это следствие всё того же принципа построения картины. Но позже, на андалусийском пляже... Однако, не будем забегать и отвлекаться. Как тонко прописано женское тело и оперение лебедя... Дали, по примеру его великих испанских предшественников, неоднократно бывал в Италии, чтобы поучиться у старых мастеров живописи. Явный отход от первоначально бесформенного сюрреализма и авангардистской мазни, возвращение к классической живописной технике и асимптотическое приближение к реализму, позволяют мне заявить: Дали - человек, шедший одновременно и в будущее, и в прошлое. Этюд к 'Битве при Тетуане' (1962). Лица всадников отсутствуют, под одеждами пустота. Как призраки... Знаменитейшие Мягкие Часы ('Постоянство памяти', исп.: La persistencia de la memoria; англ.: The Persistence of Memory). Оригинал (1931) находится в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Здесь - вариация в виде шпалеры (гобелена). Все ушли в кино, Дали остался один и никак не мог придумать, что бы такое ему воткнуть в картину, для завершения сюжета. Время идет, толку нет.. Взгляд упал на расплавившийся от жары кусок сыра на столе.. Твердое стало мягким и пластичным... Так родилась самая известная идея Дали. Подозрение математико-физиков в понимании автором теории относительности А. Эйнштейна - Дали отвергал и настаивал на сыре. - Вась, тачка моя опять барахлит, прям сил нет.. - Слушай, Маш, ну что тачка.. отцвели одуваны.. вот это проблема.. Чего только не привидится в картине, если не знаешь название :) Народу в Музее много, очень много. Большинство лиц бесстрастны или с дежурной улыбкой. У некоторых, тщетная работа головного мозга отражается на лице. Люди не понимают. А вот дети относятся совершенно иначе. Это просто игра. И не надо понимать! Есть вещи поважнее. И какая разница, что хотел сказать автор, и хотел ли. Кстати, пройдет еще десяток минут, и германские байкеры совсем размякнут под испанским солнцем, снимая с себя доспехи. В Музее есть еще один дворик. Тут хорошо сделать перерыв и немного отдохнуть под густой сенью деревьев. И даже можно курить... Это в самом-то центре музея.. К счастью, музейщики еще не совсем забыли Дали, великого свободолюба. Пепельница-урна там, кстати, весьма экстравагантно-современная. Отдохнули? Продолжаем. С. Дали: Сюрреализм - это полная свобода человеческого существа и право его грезить. И я скажу: На самом деле, сюрреализм очень прост для понимания :) Есть объект. Это, допустим, важно. Есть его свойства, характеристики, атрибуты, и т.д. Это, считаем, неважно. Любое свойство заменяется на отличное от него, а лучше вообще на чужое или противоположное. Можно просто добавить. Любое. Можно просто удалить. Любое. Что угодно соединяется с чем угодно, где угодно и как угодно. Взболтать, не перемешивать :) Разлить и выпить :-) Понравилось? Отлично. Наливай еще. Не понравилось? Ерунда. Это просто не твой коктейль. Возьми другой. о-)) Серия проективных инсталляций. Нарисованное на плоскости выглядит бесформенным, или уродливым, или вообще чем-то иным. Отраженное в серебрённой бутылке - становится существенно более регулярным изображением. Гусеница превращается в череп.. Лицо - в обнаженную женщину.. и т.д. Дали, во второй половине жизни, очень интересовался, как пишут, «точными науками». Здесь - те же возврат в прошлое и шаг в будущее. В прошлое - к изучению проекции, как метода изобразительного искусства художников Возрождения. Ко временам, когда наука и искусство были неразделимы. В будущее - сделав, как сказал бы математик, обратное преобразование: нарисован не предмет, а его проекция. А сам предмет, извольте созерцать в кривом зеркале... Однако, тут я, возможно, приписываю Автору нечто ему и не снившееся. Ведь такие изображения были давней и популярной забавой в период Ренессанса, если не раньше. См. поиском по слову anamorphosis (анаморфоз). Тем не менее, интерес Дали к этой технологии не удивляет - она близкая родственница зрительным иллюзиям и, вообще, оптическим эффектам, столь его занимавшим. Совершенно непонятное .. .., если смотреть на то, как гламурненько оно выглядит в экспозиции Музея (фото справа). Полоски разной степени серости, вокруг фото, - просто модель окружающего музейного пространства. Слева - как оно должно было быть представлено. Изображение получено простым, но очень значительным, уменьшением количества света в фотографии-оригинале. Душная испанская ночь.. призрачный лунный свет проникает через окно.. постель медленно вздымается от восстания невозможного монстра с вилами вместо рук... 'Welcome To My Nightmare' - Alice Cooper (англ. Добро Пожаловать В Мой Ночной Кошмар; концептуальный альбом Элиса Купера). Кстати, Э. Купер увековечен в одной из двух вращающихся голограмм Дали, представленных в Музее. Известный рок-музыкант, пик славы которого пришелся на 70-е годы прошлого столетия, сидит на сцене во время, надо полагать, своего концерта. В позе, распространенной в среде хиппи, погруженный в контакт с залом и унесенный, как и все, бущующей музыкой. Сверху падает «крашеный свет» (выражение из старой песни Машины Времени). Эту голограмму Дали создал в 1972 году. Рок сулил тогда ответы на все вопросы.. Дополнение, переделка - излюбленные Дали приемы, при общении с классическим искусством. Здесь, не самым радикальным образом, бывало и посильнее. Кому-то такой подход покажется беспардонным, а иные восхитятся свободой в отношении к классике. В экспозиции Музея - работы не только самого Дали, но и из его коллекции. Вторая производная :) (первая - изображение камнями, вторая - камней карандашом). Автор Антони Пичот (Antoni Pichot i Soler), друг Дали и впоследствии директор Музея. Здесь же находятся и некоторые его живописные работы в том же ключе. Гиперреалистическая скульптура работы Джона де Андреа (John de Andréa). Раньше гиперреалистически изображали Христа. В современности, Бог замещается человеком. Сюрр? Сюрр! Венеция? XVII-XVIII век, надо полагать.. Сюрреализм придумал не Дали. И в живописи сюрреализм придумал не Дали. Многое уже было столетия назад - Дали продолжил. Но мощно продолжил. А ключ к его сюрреализму лежит в Прадо - из которого, как мне кажется, Дали в молодости «не вылезал». Вспомним фантастические создания Босха.. Неестественные деформации фигур у позднего Греко.. Безумного Сатурна Гойи.. Кстати, безумно-выпученными глазами Дали всю жизнь любил пугать и морочить обывателя. Афиша экстраординарной корриды в честь Сальвадора Дали (1961). Брызги черной туши: размахнуться пошире и ка-аак жахнуть.. пузырьком о стену.. на которой прикреплен лист бумаги - пожалста, акт искусства почти готов. Махонькая фигурка одинокого быка тут же завершает произведение. Кстати, нет, не завершает. Большой афишный бык сейчас проткнет рисунок.. '«Ласточкин хвост»' (1983). Одна из последних работ Дали .. .. навеяна теорией катастроф французского математика Р. Тома (René Thom). Катастрофа, в данном случае, как термин, не имеет никакого отношения к природным или техногенным катастрофам. Интересуют математические катастрофы - когда линия шла-шла постепенно, да вдруг раз - и обломс.. разрыв производной. Резкое и как бы незакономерное изменение поведения функции при плавном изменении аргумента. В Теории, видимо, суть посложнее, чем просто разрывная функция, но я думаю, и так можно пояснить. «Ласточкин хвост» на этой картине - один из основных типов катастроф. Интеграл, он же прорезь резонатора виолончели. Науке нужно искусство. Искусству нужна наука. Они должны быть снова вместе. Катастрофы на бумаге... Но уже не раз бывало, что начертанные на бумаге формулы и графики оборачивались резкими изменениями, а то и действительно катастрофой в реальности (Хиросима, к примеру). Вот и здесь, нечто неведомое вылупляется из-под листа растянутой, как шкура, бумаги... Вот всё думаю, встречались ли Гауди и Дали. У них немало общего. Глубинный интерес к естественным наукам - характерная черта обоих. Оба видят смысл жизни в искусстве и устремлены в будущее. Но есть и принципиальное различие. Гауди ничего на надо, кроме любимой работы. Дали нужно и искусство, и всё остальное. Если бы Дали видел Гауди в повседневной жизни, у него мог бы родиться протест против такого «существования», не соответствующего гигантскому внутреннему масштабу личности. И может быть, хотя бы частично поэтому - он поставил бы себе цель стать не только самым знаменитым, но и самым богатым художником века. Гауди одолели каталонские консерваторы, а Дали их послал, далеко и навсегда.. Да нет, наверняка не встречались. Дали тогда был слишком молод. Но впоследствии обожал и считал величайшим архитектором мира. О! А вот этого я не ожидал здесь, и был рад увидеть. Фреску, когда-то давно, на какой-то репродукции, удивившую необычным ракурсом изображения человека. Она на потолке. Чтобы отфотографировать, лучше всего лечь - это ж ясно.. Так что я не замедлил воспользоваться идеей. Через минуту.. три.. пять... И наконец, спустя десять минут... Всё, мест больше нет. Кому не хватило - ну.. можно второй серией, погодя.. :о) Сальвадор и Гала устремляются вверх, к небесной сини. В рай. (кликните на картинке, чтобы увидеть эту панораму в большем размере) И лучезарное окно в него - где-то, видимо, в Италии... .., за дразнящей поп-артовской инсталляцией, поглазеть на которую, с возвышения, жаждет очередь ('Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как сюрреалистическую квартиру' - губы-диван, нос-камин, глаза-картины на стене). И все проходят мимо этой секретной райской жемчужины. А Лена, глазастая, - заметила.. Композиция, с постелью в заросшем саду и зеркально-инкрустированными фламинго, так и называется, коротко и ясно: 'Рай'. *** На обратном пути, Алекс чуть было не добрался до самой большой в Европе бастионной фортификации, еще одной достопримечательности Фигереса. Но вовремя одумался, чтобы не опоздать на поезд. И даже успел закупить на нас всех сэндвичей и напитков в дорогу - обедать раньше было некогда.. Электричка останавливается на каждой станции. На одной из них, на платформе полусидит-полулежит девушка.. Похожая на хиппи. Вокруг небрежно разбросаны рюкзачок, сумка.. В паре метров от нее, парень читает журнал.. Одет совсем иначе, цивильно, но тоже сидя «на полу».. Несмотря на все остановки, поезд придет ненамного позже скорого. Два часа десять минут, записано в блокноте. Мы едем погружаться в еще более дальние времена. А завтра полетим, наоборот, в будущее. Время и пространство - одно и то же, думаю сейчас я. *** «Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я - Сальвадор Дали» 'Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим' Галерея Дали на WikiPaintings Destino через 58 лет... |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||