Испания 2010 Четыре стороны Испании | ||||||
Сторона первая. Центр | ||||||
Глава 02. Сеговия | ||||||
|
||||||
|
||||||
05.07.2010
понедельник План на этот день - съездить в Сеговию (Segovia), это около сотни километров от Мадрида, просто погулять. Поездка весьма комфортна: на прямом скоростном поезде, ехать всего полчаса, отправление с современного вокзала Чамарти́н (Estación de Chamartín), прекрасно интегрированного с метро, с билетами проблем нет. Лена: Chamartin симпатичен и удобен, все можно легко найти - и расписание, и билетную кассу, и нужный перрон, причем знание испанского совершенно не требуется. Мы думали, что так будет везде, но нет - повод убедиться представился на следующий день, когда мы отправились в Толедо. Едем, наблюдаем кастильские пейзажи за окном. Еще несколько минут - и поезд ныряет в долгий туннель. Казалось бы, и так хорошо едем, но он еще ускоряется, и вот экранчик под потолком, всю поездку скучавший, показывая просто название испанской железнодорожной компании Renfe, - вдруг оживает, чтобы гордо заявить: скорость 247 км/ч. Поезд явно мог бы и еще прыти добавить, но туннель кончается. Впечатляет, однако. Сеговийская железнодорожная станция (Segovia-Guiomar), тоже очень приятная, находится «в чистом поле». От нее в город ходят автобусы, одним из которых, чуть погодя, мы и воспользовались. Современные паломники .. .., путешествующие по Пути Св. Иакова (исп. Camino de Santiago), один из вариантов которого проходит через Сеговию, а конечная цель - Сантьяго де Компостела. Наша же цель известна всем, приезжающим в Сеговию: Древнеримский акведук (Acueducto de Segovia) 40° 56.878'N 4° 7.075'W .., высотой 28 м, часть античного многокилометрового водопровода. Ему больше двух тысячелетий, а в реставрации как будто не нуждается. Построен из больших гранитных блоков, хорошо пригнанных друг к другу. Никакого цемента! Пока шли сюда, обратили внимание на совершенно невообразимое количество стрижей. Над акведуком их не меньше. Площадь перед ним - центр городской жизни. Уже построена сцена для очередного музыкального фестиваля. А в 2016 году Сеговия собирается быть культурной столицей Европы. Подарок Сеговии от Рима по случаю 2000-летия акведука (в 1974 году) .. .. - знаменитая капитолийская волчица. На постаменте - извечная римская надпись SPQR. Вдоволь насмотревшись на акведук с разных сторон и сверху .. (кликните на картинке, чтобы увидеть эту панораму в большем размере) .., заходим в туристический информационный центр, расположенный рядом, - узнать, что еще интересного есть в этом славном городе, и как туда пройти. А есть тут немало.. Но мы ограничимся прогулкой по традиционному маршруту, Акведук - Кафедрал - Алькасар. Тысячелетняя Сеговия. Дома, впечатанные в крепостную стену. Как поселение, Сеговия намного старше, но история нынешнего города началась заново в XI веке. После взятия Толедо, король Альфонсо VI еще раз заселил покинутую с приходом мавров Сеговию. Кафедральный Собор (Catedral de Santa María de Segovia) 40° 57.006'N 4° 7.520'W Полное название Catedral de Nuestra Señora de la Asunción y de San Frutos de Segovia. Великолепен и огромен - и снаружи, и внутри. Последний готический собор в Испании, построен в XVI в. вместо собора XII-XIII вв., разрушенного во время войны кастильских городов против Карлоса I (он же Карлос V Император Священной Римской империи). Собранию живописи могла бы позавидовать приличная картинная галерея. Гиперреализм, оказывается, изобрели не в двадцатом веке. Разговор с Отцом... Витражная светопись. Увидеть колонны, расписанные яркими солнечными мазками, нам с Леной не довелось, а вот Алекс, зашедший в Собор позже, попал на светоцветовой пир. Увеселяешься?.. Memento mori (лат.) .. .. - помни, что умрешь ведь. Здесь все еще легко перенестись, мысленно, на несколько столетий назад и представить, например, неторопливую беседу горожанина и священника, прогуливающихся по галерее вокруг внутреннего дворика (исп. claustro, фр. cloitre, англ. cloister - от лат. claustrum, закрытое место). Галереи перешли к новому собору по наследству от старого. В центре двора остался традиционный для средневековья колодец. Дорожек когда-то должно было быть четыре, а между ними небольшой сад. Сейчас двор больше напоминает городской скверик. Только входа в него нет - дверь с решеткой заперта. Вообще, мне так показалось, Кафедрал сегодня - больше музей, чем храм. Маки на «заднем дворе». Скоро их не будет, увы. Потому что и до этого, еще неорганизованного, уголка Собора доберется рука реставратора. Но пока что цветочный оазис успевает сообщить свой провинциальный шарм. Правее, стена Собора как раз и подвергается реставрационным работам. На верхотуру поднимают какую-то бадью, и уже было втащили.. но тут она обретает свободу.. замерев от восторга, летит вниз... и со страшным грохотом сливается в экстазе с мостовой. «..мать ..мать ..мать» - мысленно откликнулось эхо :-) Тут же, откуда-то из близлежащих переулков, вылезают два прораба (рабочих, замечу, трое) и начинают промывку, протяжку, прочистку мозгов. Но тихо, культурно. Кстати, той же улицей, за полчаса до инцидента, проходил Алекс и запечатлел бравых строителей. Мне почему-то кажется, что настроение у ребят, после продувки, не упало стремительной бадьей :) Завершаю обход Собора. Сувенирные лавки напротив. В Сеговии много стрижей.. Ну очень много стрижей... :о) Еще одно сокровище древнего города, Алька́сар (Alcázar de Segovia) 40° 57.147'N 4° 7.937'W Крепость, в процессе своей эволюции, превратилась в сказочный замок (кстати, один из вдохновивших Уолта Диснея). Alcázar - испанское слово, означает дворец-крепость (от арабского Al Qasr, дворец). Между прочим, на дворе понедельник, а музей открыт.. Как потом увидел на сайте Алькасара, он работает без выходных круглый год. А кто-то говорит, что испанцы не трудолюбивы... Обширная коллекция позднесредневековых рыцарских доспехов и вооружений .. .. размещена в Зале Оружия (Sala de Armas) .. .. и в Зале Старого дворца (Sala del Palacio Viejo) (XV в., доспехи германского типа). Вот только меч посерьезнее да копье больше подошли бы к «костюму» всадника, нежели шпага.. Шпагообразная эспада (espada; исп. меч) появилась в те же времена (XV в.) и именно в Испании (отсюда, видимо, и проэволюционировало в русский язык слово «шпага»). Применялась для колющего удара в сочленения доспеха, хотя были и тяжелые шпаги для пробивания рыцарских лат. Но существовали и «гражданские» разновидности, порожденные тоже испанцами (espada ropera, исп.: меч для одежды, и тоже в XV в.).. Так что продолжаю сомневаться, что шпага, показанная на этом снимке, соответствует броне. Более, на мой взгляд, подходящие можно видеть в Зале Оружия. Не старые, но под старину, витражи, с сюжетами из нескучной королевской жизни. Справа конь с человеческим взором то ли перескакивает, то ли аккуратно топчет венценосную голову падшего с него Дона Хуана Первого. Который был сыном Энрике Второго, кастильского короля (в центре композиции, с внушительным мечом и в гламурной шляпке). Который, в свою очередь, стал Вторым после того как стал первым в династическом состязании. Финал которого изображен слева: Дон Энрике с Доном Педро, в порыве братской любви, с благостными ликами, лезут друг другу кинжалами под доспехи. .. Пока что эти истории нам ничего не говорят, но позже, в севильской королевской резиденции, мы познакомимся с Доном Педро (Pedro I de Castilla) ближе и поймем много больше. В средние века, Алькасар был любимой резиденцией кастильских монархов. Зал Королей. Изображены вверху, по всему периметру, и в нишах. Под каждым краткая аннотация. Королевы также присутствуют. Короли Астурии, Леона и Кастильи, начиная с легендарного Пелайо. Период с VIII по XVI века, до переезда королевской резиденции в Мадрид. Слева на стене большая картина 'Завоевание Кадиса королем Альфонсо X Ученым' (La conquista de Cádiz por Alfonso X el Sabio) - в ходе Реконкисты (отвоевания захваченных маврами земель), кастильцы дошли в XIII в. до южных берегов. А на этой шпалере (гобелене) запечатлены, вероятно (судя по флагам Св. Георгия), арагонские реконкистадоры на марше .. .. (хотя, конечно, это может быть кто угодно - Св. Георгий почитаем с раннехристианских времен и особенно популярен был в средние века). Меня поразил один нюанс... Все воины облачены в доспехи, но почти все - босиком. Даже конный рыцарь - в шпорах на босу ногу!.. Коронация Исабель (Изабеллы), астурийской принцессы, ставшей королевой Кастильи (Isabel I de Castilla) .. .. и ключевой фигурой в испанской истории. Это было именно здесь, в Сеговии. Стиль фрески выдает современное происхождение. Лет тридцать-сорок, думаю, этой росписи, не больше. В оформлении этого и других залов обращает на себя внимание смесь готики и грубоватого арабского стиля (я бы сказал, исполненного «по мотивам»). Королевская опочивальня Исабель и ее мужа Фернандо (Fernando II de Aragón), монарха арагонского. Даа... Сегодня такое ложе - по размеру, да и, наверняка, по ортопедическим свойствам - считалось бы спартанским. Покрывала хоть и из настоящей парчи, с золотой нитью, но изысканными их назвать трудно. Довольно-таки скромно жили кастильские короли.. Последним ночевавшим здесь венценосцем, проездом, был Фернандо VI (XVIII в.). Иллюстрация популярной в средние века литературы о мучениках и других святых. Первая слева - Св. Варвара (Santa Bárbara). Была заточена в башню своим отцом-язычником, дабы спасти красавицу от посягательств поклонников. Пребывая в башне, тайно стала христианкой и отказалась от навязываемого замужества, за что подверглась пыткам и, в конце концов, обезглавливанию. На Западе, покровительница артиллерии и военно-морского флота. В России, ракетных войск того самого назначения. Вторая - Св. Лусия Сиракузская (Santa Lucía de Siracusa). Еще одна красавица, решившая посвятить себя Богу, вследствие чего была также жестоко репрессирована. По одной из версий, вырвала себе глаза, так полюбившиеся отвергнутому жениху, и отдала их ему на подносе. Изображается зрячей, ибо Господь дал ей новые глаза, краше прежних. Покровительница, в частности, водителей и писателей. Третий - возможно, Апостол Св. Павел, судя по книге и мечу, которым была отрублена его голова (граждан Рима не распинали). Однако, меч тогда был более чем в ходу, и вполне возможно, что это совсем другой святой. Желающие могут продолжить поиски, начав, например, с прекрасной иконографической подборки на сайте американского профессора J. R. Stracke. Крайний справа, с кузнечными клещами, - вероятно, Св. Элигий, епископ. Бывший ювелир, а до этого кузнец, известный чудом о подковании бесноватой лошади (отрезал ногу, подковал, а затем чудесным образом прирастил обратно). Во внутреннем дворе крепости хорошо .. .., народу почти нет, солнышко, едва слышно журчит фонтан. Двор устроен по принципу claustro, как в монастырях и соборах: галереи с колоннами, источник в центре. В XVIII веке в Алькасаре размещалось Королевское артиллерийское училище (Real Colegio de Artillería). Повод для нынешнего артиллерийского музея. В графинах - компоненты черного пороха. Эскпозиция включает также артиллерийские орудия, макеты их систем, схемы инженерных сооружений и др. На самой высокой (80 м) площадке Алькасара, башне Хуана II (XV в.). Башенки с навесными бойницами (машикули́) - как видим, декоративные. Эти и другие (см. ниже, на фасаде башни) нефункциональные детали - родом из XVI века, когда Фелипе II перестраивал крепость и придавал ей срединноевропейский вид. Отсюда открываются замечательные виды на Кафедрал .. .., соседние части города, окрестности Сеговии. Заканчиваем осмотр крепости, снова проходя через зал Старого замка. Все-таки мелковаты были рыцари, да и кони тоже.. Или это детские доспехи? Солнце клонится к закату. Последние, уже совсем немногочисленные, туристы пересекли по мостику глубокий крепостной ров и покинули прекрасный замок. Алькасар отправляется на покой. Мы тоже отдыхаем, весь день ведь на ногах. Как хорошо растянуться на широкой и теплой гранитной скамье... Что за чОрт.. Ну кто начинает строительные работы на ночь глядя? - раздалась резкая дробь то ли перфоратора, то ли отбойного молотка. Не пойму, откуда.. Выхожу из-под сени дерев, и становится возможным определить направление на звук. Сверху! О как.. Да это аист! - над вершиной гигантской пихты, прямо над нашими головами, замечаю взмах крыла. А вот и второй, оба явно лишены душевного равновесия. Отходим еще, чтобы рассмотреть происходящее сбоку, и понимаем, наконец, в чем дело: аистов там - три. Значит, один из них пришлый, позарился то ли на шикарную жилплощадь (гнездо очень большое, метра три-четыре квадратных), то ли на хозяйку оной. Через минуту аист вырубает перфоратор - двое снимаются и летят парой, как ведущий и ведомый: победитель спора провожает побежденного восвояси. Птицы размера просто огромного, ну чисто птеродактили. Аисты, которых мы видели прежде (и в Сеговии обычно такие), были чуть ли не вдвое меньше. Хозяин гнезда наматывает круги над Алькасаром, как аэроплан. о-)) А потом долго исполняет победный танец, подвзмывая над гнездом. Достойное завершение впечатлений интереснейшего дня. На железнодорожной станции нас ждал сюрприз.. Нет, последний на Мадрид поезд пришел не раньше, а наоборот, на пару минут позже расписания. Но цена оказалась более чем вдвое выше утренней (мы не догадались купить обратные билеты по прибытии). Такой вот поезд, такие цены, почему-то. За утренние билеты нам дали заметную скидку на обратные. В кассе, а как на рынке :) Снова Мадрид. Понравившийся нам электронный водопад на станции метро Chamartín. Синие огоньки беззвучно стекают вниз, как символы в фильме «Матрица». |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||