Турция 2009 Стамбул-Каппадокия, или Дайверы в Турецких Степях | ||||||
Глава 03. Каппадокия: Аэродайвинг и Долина Ихлара | ||||||
|
||||||
|
||||||
19.05.2009 вторник Не хотел я брать воздушный шар. Слишком много всего будет, график и так получается напряженный. Но Лена, увидев плакат в офисе отеля, сказала: - Хочу летать, высоко. *здесь должен быть мечтательный смайлик* Иса поддакнул: - Это вдохновляюще (exciting), - не преминув сообщить о заметной скидке на полет для нас. Так что я сдался практически сразу :) В конце концов, никогда не летали, а где уж, если не здесь. Ладно, потерпим очередную компрессию времени... Главное - правильно потом пройти декомпрессию :-) В пять с копейками, нас забирает микроавтобус аэрокомпании, почти под завязку набитый гостями из солнечной Германии. Едва выехав на уже знакомую дорогу в сторону Музея, сворачиваем... Так вот для чего эти огромные грунтовые площадки! Будущие аэростатические транспортные средства - сейчас лежат на земле как киты. Их уже начали надувать - я бы сказал, нагнетать. Воздух плотен и почти осязаем - стеной стоит гул от непрерывно работающих мощных газовых горелок. Пока идут приготовления, пассажиров кормят-поят легким, практически воздушным :), завтраком. Летают здесь только на рассвете. Поэтому днем вы не увидите парящие шары. Утверждают, что именно в это время воздух из долин начинает вытекать на равнины - возникает что-то типа бриза. От себя добавлю, что в околорассветный период приземные слои атмосферы обычно (если нет циклона) находятся в таком состоянии, что не образуется турбулентность. А значит, нет порывов ветра, которые могут создать опасные условия для полета, как это бывает позже, днем. Второй такой период в сутках - на закате - нельзя использовать, быстро темнеет. Киты превращаются в гипертрофированных слонов, и вот... Первый пошел! Еще несколько минут - и нас приглашают в корзину. Глубокая, не выпадешь, и мягкая изнутри как кожаный диван. Краткий инструктаж. - Ноу фото, ноу видео, - речь о случае аварийной посадки. - Всем сесть на пол. Пилот опытный - видно по ожогам на руках. Не успокоился, пока все не выполнили тренировочную посадку на дно корзины :) Короткие импульсы-точки горелок, для поддержания нейтральной плавучести баллона, переходят в продолжительные тире. Совсем окрепнув, шар беззвучно отрывается от земли. Поехали! Легкий ветерок сносит прямо на стенку долины. Проплываем буквально в метре над землей и в паре метров от скал. Тут, оказывается, еще один храм - на стенах полустертые иконы. Необычное ощущение: не мы идем к горе, а она к нам.. За гребнем - следующая долина. Пилоты немедленно снижают шары - так что полет все время бреющий. Это же не самолет, двигатели не шумят, всё должно происходить в тишине - так я представлял себе полет на воздушном шаре. Реальность несколько иная. Да, слышно птичек, но часто работают горелки. Гул прерывистый - пилот исполняет соло, на рукоятках управления, как пианист :). Почти не умолкая, пиликает рация, слышны какие-то переговоры. Шар был простой конструкцией лет сто, наверно, назад - сейчас всё по-другому, техника и организация серьезные. Еще долина. Еще гребень. Встречаем очередной рассвет :) В воздухе - десятки шаров одновременно, сотни людей.. Трафик иногда, в каньонах, весьма плотный. Проходим такие места, которые вряд ли доступны иначе. Фантастика! Разбирая и дешифрируя потом аэрофото, понял, к своему удивлению, что маршрут нашего полета вовсе не был даже отдаленно похожим на прямолинейный. Начальный и конечный курсы были чуть ли не противоположными.. Траектория, в плане, представляет собой крутую кривую. Понятное дело, пилот может изменять высоту полета. Часто, шар в полете вращается. Для чего - не знаю. Вряд ли чтобы показать местность с разных сторон всем - вращение иногда слишком быстрое, не успеваешь снимок сделать. В принципе, неравномерный, с помощью разных горелок, нагрев воздуха внутри оболочки мог бы, наверно, дать такой эффект.. Но чтоб менять галсы! Вот этого никак не ожидал. Задумался, а не для того ли у них под оболочкой такой небольшой треугольничек, напоминающий парус... На этом шаре - японская команда. Слышал, Каппадокия очень популярна в Стране восходящего солнца. Наконец, вырываемся на оперативный простор и идем выше. Пилот выбрал момент, когда вокруг никого не было. Это существенно - вертикальное столкновение шаров может привести к непоправимым последствиям. Форсаж :) Горелки работают непрерывно. Непривычно долго. Шар свечой идет вверх. С высоты отчетливо видно, что этот район - в сущности, система гигантских оврагов. И вот гул прекращается. - Шесть сотен метров, - негромко и как-то буднично, но не безразлично, произносит пилот. Наступает абсолютная тишина - слов нет ни у кого, и даже рация притихла. Под нами - залитая утренним солнцем древняя равнина. Вид на Гёреме (справа по центру) и окрестности. Музей - слева за кадром. Дорога на Учхисар (он вверху) и далее на Невшехир. Видны многочисленные смотровые площадки слева от дороги. Минут пять наверху - и начинается снижение. Кто-то уже садится. Мы дрейфуем в сторону Учхисара. Плавная встреча с землей. На несколько минут, шар зависает в десятке сантиметров над поверхностью, мягко пригибая стебли полевых цветов. Не касаясь грунта.. Пилот включил гравицапу, подумал Алекс :) И он явно прошел курс идеальной плавучести, подумал я :) Подъезжает джип с ребятами из аэроцентра, которые, не мешкая, арканят шар. Процесс сдувания шара - не менее интересен, чем его наполнение. (В альбоме, ссылка ниже, есть еще пара фото на эту тему.) Всех выпускают из корзины на волю, в пампасы. А тем временем, шеф-распорядитель готовит шампань-пати. Цветы искусственные, стебли скреплены кольцом. Разбрасываются на стол одним отработанным движением :) Немецкие товарищи с утра шампанское не пьют. Пилот тоже заправляется соком. После чего приступает к раздаче полетных сертификатов всем участникам. Братаемся с немцами.. - Где вы учили немецкий, что так хорошо говорите? - это Лене, она у нас немка знатная. - В школе. - В школе?! - Это была спешиал шуле, - изрекаю я на руссо-англо-германском, хотя немецкого не знаю. А пофиг.. :о) Душевно прощаемся с ребятами из аэрокомпании.. Они молодцы. Всё четко, и очень доброжелательно. Видно, что искренне рады за нас. И только пот на лбах выдает немалый труд. Параллельно приходит осознание, что мы действительно ТАМ были. Светящиеся счастьем глаза стоят того, чтобы не поспать пару-тройку лишних часов... Пока добираемся до микроавтобуса на верхнем плато (вниз - дорога для джипов), успеваем немножко посмотреть район места посадки. (кликните на картинке, чтобы увидеть эту панораму в большем размере) о-)) Истинно говорю вам - места эти полны чудес :-) Антигравитация :) Насмотрелись местные скалы на посадку воздушных шаров.. :) Приезжаем в отель, как раз к завтраку. Сожаления о том, что полет закончился, - нет в помине. Потому что мысленно еще там... Громко обсуждаем, шутим и смеемся - не нарочно, а как-то не можем остановиться. Кто еще не проснулся - тому не повезло :-) Пёсы, вы где, собаки, что спать не давали?.. Не видать что-то, попрятались.. :) Об чем это я? Ах да. Подводное плавание, имея в виду скуба-дайвинг, и воздухоплавание - близнецы-братья :). И там, и там одинаковый принцип - достижение нейтральной плавучести (архимедова сила уравновешивает силу тяжести), и далее контролируемое изменение этого соотношения с целью приподняться или приопуститься. Гравитация неизменна, а вот плавучестью можно управлять. Дайвер, чтобы подвсплыть, вдыхает, увеличивая объем воздуха в легких и, тем самым, плавучесть. Чтобы погрузиться глубже - прежде всего, выдыхает. А здесь не то же самое? ;-) Вооот! Чтобы воздушный шар поднялся - всему личному составу на борту надо вдохнуть как следует, а чтобы пойти ниже - синхронно и качественно выдохнуть :-)). Дружный вдооох - пролетаем над скалой, выыыдох - ныряем в долину... :-) Вдооох.. Выыыдох... Идем, огибая рельеф как стелс :-)) Да, прав был Иса, чертовски прав, - это действительно exciting. Настолько, что о недосыпе не вспоминали весь день, ездили и бегали как ни в чем не бывало, до самой ночи. Но об этом позже. И тут выясняется, что куда-то делась одна из отснятых видеокассет. Потерял? То ли в корзине шара, когда перезаряжал, то ли потом из кармана выпала. Загружаемся в машину, едем в аэроцентр. Мужики отзывчивые, сразу прониклись. Обследуем уже зачехленную корзину. Нету. Сажают меня в один из джипов, .. .. и везут на место посадки и дальнейших лазаний, рядом с Учхисаром. Опять нету. Ну что ж, спасибо, ребята... А заедем-ка мы еще раз, да сами прочешем, не спеша.. Опять же, место симпатичное.. Пара зарисовок. Народ потянулся в поле. Техника свежая, мотор работает негромко. У нас тоже есть трактор :) Натюрвив с Фиатом :) Трактор? Младший брат. Тактичный такой дизель, тарахтит шепотом. В общем, нашлась кассета. Не спрашивайте, где и как :) Заехали, порадовали ребят - и вперед, на этот раз подальше, в долину Ихлара. По пути остановились на минутку на одной из смотровых площадок на краю Голубиной долины (Pigeon Valley). Хорошо для корпоративов - по ранжиру: для шефа, для замов, ну и так далее :) *** Долина реки Мелендиз, она же долина Ихлара (правильно произносится через «ы», Ыхлара) - известное место, в ста с небольшим километрах от Гёреме. Трасса от Невшехира - отменного качества, по две полосы в каждую сторону, с очень широкой разделительной. Фактически, две параллельные дороги. Только в одном месте длинный ремонтируемый участок, так что встречные потоки идут по одной стороне. Хотя потоки - это громко сказано, машин мало. Весь путь проходит по равнине, нет не то что гор, но и характерных каппадокийских форм. Поля да застройка. Ориентируемся по схеме из гёремского турофиса - попытки купить дорожную карту, на заправках вдоль трассы, не увенчались успехом, карт там нет вообще никаких. Впрочем, дорога простая - всё время прямо, и незадолго до города Аксарай поворот по указателю налево. В первом же после поворота заметном населенном пункте, делаем привал, время обедать. Сворачиваем и паркуемся около ограды, за которой, как оказалось, расположился ресторанчик. Удачно :) Вжик-чпок-трр - доносится с дороги. ДТП, однако. Слегка повздорили два микроавтобуса, Фиат и Мерс. А машина жандармов стояла тут же :), так что ждать разбора не пришлось. - Еду я, нормально, а он.. - Да не, это я еду прямо, а он вон оттуда каак.. - Не ври мне.. А рука так и тянется к кобуре :) Шучу, шучу, коммент вымышленный. Всё очень тихо и быстро. Да и касание-то было пустяковое. Не говоря уже о том, что впервые вижу ДТП в Турции. Ресторан оказался рыбным. Большой бассейн, в котором плавает стадо форелей. Колеса, навроде мельничных, вращаемы водой из шлангов. То ли кислородом воду насыщают, то ли просто для привлечения внимания, этакие мобили. Телега для антуражу - кстати, настоящая. Когда-то была комфортабельным средством передвижения, на рессорах. Народу почти нет - скромно расположившаяся компания да еще пара обедающих. С подошедшим официантом мы никак не можем договориться, поскольку турецкого не знаем, а он понимает только свой. По-английски - ни в зуб ногой ваще, ни единого слова, хотя человек молодой. Его улыбка, всё шире и шире, не помогает.. До рисования иероглифов все же не дошли :). Потащили мы было официанта на кухню, чтобы показать пальцем - и тут выручил преклонных лет дедуля, из той самой компании, промолвив что-то по-немецки. Мы обрадовались, позвали Лену, и дедушка с удовольствием занялся переводом с германского на турецкий и обратно. В ознаменование - всем пиво за наш счет. Дедуля не пьет - тогда всем пиво, а уважаемому олдмену пепси-колу. Мужики восприняли с воодушевлением. - Ооааа! - раздался дружный вопль, и мы поняли, что официант исполнил поручение. - Да, день у них удался - столько развлечений :о).. - подумала вслух Лена. Форель оказалась великолепной. А помидоры - настоящими, то есть вкусными и сладкими, не то что гёремские :) Едем дальше. Поселок побольше. Посреди него - внушительных размеров гора. Это Селиме. Останавливаемся на минутку. Превратившуюся в час :) Целый город в скале. Переходы.. Видимо, тот кафедральный собор, указатель на который был у дороги. Дело, однако, к вечеру, а мы еще не доехали до намеченного пункта. Долина Ихлара - довольно длинная, и пешком ее даже за день не пройти (наиболее интересную, каньонную, часть - можно). Решили проехать по всей дороге, идущей вдоль нее. В долину, с западной стороны, - три основные точки входа. Едем к дальней - поселку с одноименным названием. Чтобы присмотреть, по дороге, наиболее живописный участок... Надежды не оправдались - дорога проходит далеко от долины, почти ничего не видно. Но мы не пожалели - давно не видели такие просторы. Земное море.. Горный прибой.. (кликните на картинке, чтобы увидеть эту панораму в большем размере) Музыка тишины.. Наконец, мы на месте. Оставляем машину на стоянке и спускаемся в каньон. Деньги берут за лестницу :). Дальше там никаких ворот нет. Селимский билет в силе. На входе нас предупреждают, что через полтора часа закрываются. - Да-да, - уверенно киваем. Вспомнилось: давно, в самый первый раз в Турции, забрались очень далеко в каньон, в нацпарке на Эгейском побережье, и выбирались уже ночью, при свете звезд... Посетители концентрируются, в основном, у входа. Может быть, так и надо: сел - и созерцай. Но не сейчас. Наша задача - уйти как можно дальше. Заглянув в одну из пещерных церквей и увидев ну слишком уж примитивистские изображения, похожие на детские рисунки, - в дальнейшем, культовые сооружения не посещаем. Вообще-то, зря, но выяснилось это уже дома - в одном из буклетов есть фото фрески отличного качества. Но надо знать, в какой именно из церквей.. Идем вниз по реке, мы по левому берегу, Алекс по правому. Встретимся у машины через два, максимум три, часа. На той стороне каньона. Нонешний динозавр неслышен и незаметен, как спецназ :) Река в серебряно-изумрудной оправе. о-)) Саркофаг, импортный, настоящее вавилонское качество :-) Тропа, идущая вдоль берега реки - вполне прогулочная, хотя иногда ныряет в каменные завалы. За долиной, конечно, ухаживают.. Старые ивы корнают и спиливают. Только вот обрывки полиэтиленовых пакетов застревают в корягах и зарослях по всему руслу реки. В других турецких каньонах, что-то не припомню такого. Мы, конечно, не везде были, но тем не менее... Одно из пещерных жилищ в стене каньона. Кстати.. (безотносительно этой фотографии, просто напомнило) По каналу Дискавери периодически показывают «Выжить любой ценой». Одна из серий была в Турции, демонстрировалось умение выжить в пустыне. Это была явно Каппадокия (летом), и очень похоже, что часть съемок была как раз в долине Ихлара. Так там супермен входил в пещеру на одной стороне горы и подземным лабиринтом выходил на другой.. Думаю, стоило бы повнимательнее присмотреться к этим поселениям. А то снаружи-то они все похожи... о-)) Вода в горной реке настолько холодная, что черепаха застыла навечно :) Нечто вроде кафе на берегу. Народу нет вообще. Впрочем, долина ведь уже закрыта.. Выпили чаю... Возвращаться назад или пройти вперед? Расстояние примерно одинаковое. Ладно, вперед. Вечный спор волны и течения. о-)) На выставке первобытных художников-абстракционистов. Здесь почему-то любят сажать ивы вдоль реки. Непрочные создания.. Красоты тоже особой нет, если не юные. Но иногда удивляют. Где-то наверху догорает закат. Дошли. Поселок Белисырма, второй вход-выход. Неет, не дошли. Здесь не как в Ихларе-входе - там прямая дорога до края долины, и лестница вниз. Здесь вам не тут, а извольте-ка длиннющий подъем, да вначале по серпантину.. Часа на полтора, если не больше.. И ни-ко-го.... Нас провожают две местные собаки, здоровенный пёс и псинка поменьше. Оказалось, совсем не злые, но и фамильярничать не лезут. Нечего дать-то вам, ребята, говорю. Да они и не хотят ничего. Наверно, думают, что мы гуляем.. Наконец, на наше счастье, показалась машина, спускается навстречу. Тормозим. Трехсекундный торг, сходимся посередине :) Ура, едем к своей машине. Из телефонного разговора, знаем, что Алекс уже там, в кафе на входе. Тьма надвигается. Наша машина - одинокое пятнышко на пустынной стоянке. - Ну что, в Зигу будем заезжать? - селимский смотритель поведал Алексу, что там есть, по его выражению, хот-вотер. Термальные источники. Заманчиво, конечно. Попробуем. Пока доехали - темень уже хоть глаз коли. Никакого нормального поворота/съезда нет, дважды проутюжили этот участок дороги. - Надо брать языка, - вдруг выдает Алекс.. И он его взял :)... Чуть дальше, у обочины, случился какой-то отельчик... Так и есть, нормальной дороги нет, только грунтовка. Через несколько сотен метров, проводник говорит стоп, приехали. Дальше пешком. Расчехляем наши подводные фонари. Ярко-белые светодиодные лучи уверенно препарируют ночь. - Вот, - с гордостью показывает наш сусанин на ванну-бассейн и солевые наросты на стене расщелины. - Как в Памуккале. По всей видимости, он привел нас к купальне для местных. Сами бы точно не нашли... Я-то думал, там спа, отели.. Может быть, так и есть.. Где-то там, за черной стеной ночи. - Двадцать минут, не больше, - тихонько говорит гид. Да уж! Водичка отнюдь не тепленькая. Она настолько горяча, что дух захватывает на полминуты. А вот потом - просто кайф! Полный и безоговорочный... Выключены фонари. Темно, тишина, ЗВЕЗДЫ на черном бархате неба.. Время исчезает.. Расслабление и покой.. Так и до полного растворения недалеко - думает Лена... А ведь могли проехать мимо.. Доставляем проводника в его пансион, вознаграждаем (он ничего не просил вообще), и в десятом часу вечера трогаемся в обратный путь. В темноте немножко промахнулись на местной развилке, но быстро сообразили, и вскоре выезжаем на трассу. Алекс, после горячей ванны, уже залег на заднем сидении. Лена составляет мне компанию, мужественно бодрствуя. А мне остается только удивляться.. Десять-пятнадцать минут термального купания - и появившуюся к вечеру усталость сняло как рукой. Как будто не было этого марафонского дня! Ночная трасса похожа на бесконечную взлетную полосу. Пунктир осевой разметки поглощается ненасытной машиной.. Высокие полосатые светоотражающие шесты по краям дороги - несутся навстречу стройными шеренгами.. Мимо такого коридора не промахнешься :) Немного беспокоился, не проеду ли мимо ремонтируемого участка, где нужно пилить по встречке. Нет. Знаков, на въезд и на выезд, - втрое больше, чем нужно. На въезде в Невшехир, знакомимся с дорожной полицией, тоже впервые. Вернее, хотел познакомиться, да не вышло :) Всех тормозят, ну и нас тоже. Сворачиваю к обочине, опускаю стекло, подходит. - Хелло, - говорю, улыбаясь. - Хелло?! - как-то разочарованно переспрашивает полицейский (что означает «ааа, туристы..») и, разворачиваясь на ходу на сто восемьдесят градусов, молча махает рукой - мол, проезжайте. А вот в Тунисе, помню, общались с полицией :). Однажды остановили на местной абсолютно пустой дороге, тоже в темень, - предупредить о ремонте впереди. Тот, что помоложе, из пары полицейских, не без гордости продемонстрировал свое владение английским - это редкость там, страна франкоязычная. О том, о сём, этакая светская беседа в пустынной ночи.. :) В Гёреме возвращаемся ближе к полуночи. Не без труда нашли заправку с евродизелем - получение и сдача машины с полным баком. Растолкали сторожа, тот вызвал главного (мы звонили с дороги, договаривались сдать машину сегодня). Шеф уже несколько.. отдохнувший :-), но в порядке. Сдали без проблем, спросил только - Полный бак? - Конечно. - ОК. Все рестораны уже закрыты. Работает ночной типа клуб, но там из еды вообще ничего, одни жидкости :). Деловой дядька в маркете - владелец, видимо - мигом решил вопрос: уверенно достал из витринных закромов колбаску, продавцу сказал порезать, сыр, йогурт (заводской, но очень вкусный), хлеб.. Отужинали в номере, как советские командировочные :о) Позади двадцатичасовой день почти непрерывной активности... *** Эти и другие фотографии - в двух альбомах, Аэродайвинг и Ихлара (+32 и +26 фото). Ихларская панорама (кликните на картинке, чтобы увидеть эту панораму в большем размере) |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||