Испания 2010 Четыре стороны Испании | ||||||
Еще раз Центр | ||||||
Глава 18. Снова Мадрид | ||||||
|
||||||
|
||||||
24.07.2010
суббота, У нас еще целый день в Мадриде, вылет в Москву поздно вечером, в ночь. Поедем в парк, погуляем. По дороге к метро, знакомимся с отдаленным районом, в котором мы оказались волею судеб. Застройка - непримечательные дома в несколько этажей. Но вот, нечто не вполне обычное. Похоже, жилище, зажатое городскими домами, сохранилось здесь с деревенских времен. И ныне преображено его артистичным владельцем. Пересадка на станции метро Goya порадовала возможностью восполнить пробел в ознакомлении с гравюрами великого мастера. В репродукциях, конечно, но для графики это не так важно. Сейчас можно повнимательнее посмотреть то, что мы видели здесь мельком в первый день путешествия и на что нас не хватило в Прадо. Из четырех известных серий Франсиско де Гойи, последнего из Старых мастеров и первого из Новых, представлены три: Caprichos, Tauromaquia, Disparates. Все не покажешь, конечно, ограничусь наиболее запомнившимися.
Особенное внимание привлекли высказывания мастера на такие актуальные темы как .. .. образование, .. No.37. Si sabrá mas el discipulo? (исп. Ученик не мог бы знать больше?) Во, меня так английскому учили сперва :) А у нас сегодня другая крайность: всё больше и больше. А ведь не надо слишком больше, надо лучше.. .. здравоохранение, .. No.40. De que mal morira? (исп. От какой болезни он умрет?) Да он уже, умер. .. управление, .. No.42. Tu que no puedes (исп. Ты, который не можешь) И тем не менее, всех устраивает.. .. искусство .. No.38. Brabisimo! (исп. Брависсимо!) Обезьяна, заметьте, изображает игру на перевернутой гитаре, струнами к себе. .. и информация. No.50. Los Chinchillas (исп. Шиншиллы) Один из комментариев автора: Los necios preciados de nobles se entregan á la haraganería y superstición, y cierran con candados su entendimiento, mientras los alimenta groseramente la ignorancia (исп. Надменные глупцы из знати предаются безделью и суевериям, и закрыто висячими замками их разумение, тем временем невежество их грубо питает.) Замки, как я понимаю, могут быть иногда открыты. Но где ключи?.. Достаточно одной этой таблетки.. Чтобы спустя столетие изобрести сюрреализм. И конечно, нельзя пройти мимо знаменитого No.43. El sueño de la razón produce monstruos (исп. Сон разума порождает монстров). Интересно, что смысл его не таков (или не совсем таков), как в современном применении, ставшем пословицей («Сон разума рождает чудовищ»). Первоначально, этот лист должен был стать первым в серии, и речь идет об искусстве (La fantasía abandonada de la razón produce monstruos imposibles. Unida con ella es madre de las artes y origen de las maravillas - исп. Покинутая разумом фантазия порождает невозможных монстров. Объединенная с ним, она - мать искусств и источник изумлений). Вроде бы, об искусстве.. Потому что ни один лист и ни одна подпись не однозначны. Для этого офорта, в другой рукописи, комментарий таков: Cuando los hombres no oyen el grito de la razón, todo se vuelve visiones (исп. Когда люди не слышат крик разума, всё становится видениями). Еще одна серия гравюр,
Это настоящая энциклопедия истории корриды. Всё началось с охоты древних испанцев на быков (2 листа). Когда пришли мавры, они восприняли приемы охоты, усовершенствовали и превратили в зрелище (6 листов). В средние века и далее традиция перешла вновь к испанцам. Подлинный расцвет этого искусства произошел в XVIII-XIX вв. В серии гравюр представлены несуществующие ныне разновидности корриды - с гарпунами и мечами, ослами и собаками, тореро верхом на другом быке, и даже верхом друг на друге.. А также примеры потрясающего мастерства легендарных торерос. No.18. Temeridad de Martincho en la plaza de Zaragoza (исп. Отвага Мартинчо на арене Сарагосы). Быка отвлекает лишь шляпа, плаща-мулеты еще не было. Матадор сидит, а это значит, лишен возможности уйти с линии атаки быка. Более того, ноги его скованы кандалами. Шанс у него только один.. Martincho - прозвище величайшего тореро Francisco Antonio Bassón Martínez. Ему посвящены целых четыре листа в серии. No.19. Otra locura suya en la misma plaza (исп. Другое его безумство на той же арене). Мартинчо возвращает нас на многие сотни, если не тысячи, лет назад: прыжки через быка - древнейшая практика, известная как минимум с бронзового века. И опять в кандалах. No.20. Ligereza y atrevimiento de Juanito Apiñani en la plaza de Madrid (исп. Ловкость и смелость Хуанито Апиньяни на арене Мадрида). Прыжки с шестом - способ преодоления препятствий тоже с незапамятных времен. Только здесь препятствие самонаводящееся, в полтонны весом, и несется на тебя с двумя перфораторами наперевес. Из других листов, выделю один. No.10. Carlos V lanceando un toro en la plaza de Valladolid (исп. Карлос V пронзает быка копьем на арене Вальядолида). Карлос V (из династии Габсбургов), даром что не испанец, а став королем Испании, постарался соответствовать - научился корриде. Однако, что-то мы увлеклись.. Пора вспомнить об отдыхе. Перемещаемся на станцию Retiro. Всё правильно, нам сюда :) Заходим в Парк (Parque del Retiro), покупаем мороженое, выбираем лужайку и располагаемся на травке. Просто смотреть вверх.. на голубое небо в изумрудной оправе.. Как хорошо не иметь расписанных планов.. :) Несмотря на то, что уже вторая половина дня и на дворе жаркое лето - земля влажная (от утреннего, видимо, полива), и прямо на ней лежать неприятно. Поэтому распаковываем полиэтиленовые плащики, входящие в наш походный комплект. Надо же, ни разу не пригодились за всё путешествие. Дождей в июле можно было ждать, пожалуй, только на северном и северо-западном побережьях. Но при нас не было нигде, даже в Астурии. И всё же дождевики не оказались лишними :) Отдохнув, гуляем дальше. На набережной большого искусственного озера (Estanque Grande; исп. Большой Пруд) встречаем живую статую Махатмы Ганди. Алекс опускает в его кувшин монетку, и статуя, как водится, оживает. В отличие от барселонских статуй на Рамбле, ничего не изображает, но эффект куда более значителен. Неуловимым движением, непонятно откуда, «Ганди» достает и вручает свернутую в трубочку записку. В ней содержится очень подходящее для Алекса изречение Махатмы Ганди. Мне почему-то кажется, что «Ганди» не случайную бумажку вытащил, а едва взглянув, понял, какую именно надо. Внизу таблички на «пьедестале» написано: Live as if you were to die tomorrow. Learn as if you were to live forever. (англ. Живи, как если бы ты умер завтра. Узнавай/учись, как если бы ты жил вечно.) Откуда эти слова, и принадлежат ли они Ганди, не ясно. В Рунете, фраза часто переиначивается до практически полной потери глубокого смысла. На одном из англоязычных форумов, участник из Индии сообщил, что слова действительно Ганди, первоначально на хинди. Формула, на первый взгляд, парадоксальна, вторая часть будто отменяет первую. Но если хотя бы немного познакомиться со взглядами автора, то становится ясно, что смысл примерно таков: завтра может не наступить, так что не занимайся ерундой, но не жалей времени на поиск истин. Чуть дальше, публику развлекают гигантские эфемерные формы. На дальнем плане - монументальный памятник королю Альфонсо XII Миротворцу (Alfonso XII el Pacificador). Он сумел примирить нацию после первой республики и гражданских войн, и будущее страны могло бы стать иным, если бы не его безвременная кончина в 27 лет от роду. Переливаясь всеми цветами радуги, огромные пузыри проплывают мимо созерцателей. Взрослым явно интереснее, чем детям :) Fuente de la Alcachofa (исп. Фонтан Артишока; назван по шишке наверху, напоминающей артишок). Тритон и нереида, в основании фонтана, держат герб Мадрида. В Мадриде два таких фонтана. В парке Ретиро - оригинал XVIII в. Он перенесен сюда от ворот Аточа (Puerta de Atocha), разобранных в XIX веке, когда строили железнодорожную станцию, ныне вокзал, Аточа. А по старому месту, на площади перед вокзалом (Plaza del Emperador Carlos V), в 1987 году установлена бронзовая реплика. Тут выясняется, что Алекс поставил себе еще одну задачу на сегодня - найти хорошие вееры для подарков. Туристический ширпотреб не устраивает, и он отправляется на поиски куда-то в город, в присмотренный заранее торговый центр. Наше же с Леной внимание привлекает здание среди деревьев. Обойдя вокруг, узнаем, что это Дворец Веласкеса (Palacio de Velázquez). И в нем, прямо сейчас, - выставка работ современного каталонского художника Миральды (Antoni Miralda i Bou), под названием De gustibus non disputandum, организованная Музеем Королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía). De gustibus non est disputandum - лат. О вкусах [ощущениях] не спорят. Это, потом догадался, не просто драпировка на гигантском стуле, а юбка для Статуи Свободы (см. ниже). Выставка ретроспективная, своего рода творческий отчет за почти пятьдесят лет. Побывав в испанской армии (и она ему не понравилась), Миральда начинал с пацифизма. С другой стороны, это 60-е годы прошлого века, война во Вьетнаме, антивоенные выступления, движение хиппи. Отсюда серия объектов с инкорпорацией игрушечных солдатиков, Soldats Soldés. Мне трудно перевести то ли с французского, то ли с каталанского, но кажется, что тут некая игра слов: распродажные солдатики и распродажа солдат. Генеральский быт. Справа за кадром - кресло-качалка, умывальник и походный туалет типа сортир, инкрустированные такими же фигурками. В этом же зале демонстрируется фильм о перформансе в Париже - по улицам и площадям таскали двухметровую фигуру игрушечного солдата (который «искал» там свой пьедестал). «Родина-мать зовет».. В авторское произведение Миральды превращен рекламный плакат французского национального займа времен Первой Мировой войны, 1917 года, на котором изображена Марианна, символ Французской республики. Хотя испанские женщины и сами были далеко не промах в вооруженной борьбе с врагом (как, например, героиня Ла Коруньи, поднявшая солдат на контратаку, см. главу про Ла Корунью). На этой выставке, можно часто заметить применение методов, изобретенных сюрреалистами. Так и здесь - С. Дали переделывал на свой манер Капричос Гойи, хотя масштаб не сопоставим, конечно.. В данном случае, антивоенное творчество Миральды заключается, единственно, в пририсовке фигурки солдата к шлему Родины. То же неравнодушное переосмысление :) прекрасного и классического, характерное для Дали. Амур из Лувра, как я понял. А вот это оригинально. Хотя.. Возможно, это отражение некоторых художественных идей того времени. Отражение - потому что напомнило эпизод из романа, читанного три с лишним десятка лет назад. Это была одна из первых моих самостоятельно купленных и прочитанных без школьного принуждения книг - 'Свидание с Нефертити' В. Тендрякова. Примерно о тех же временах, что и у Миральды.
Хотя у Миральды здесь фигурирует не самая радикальная часть женского тела, не самая.. В отличие от соседнего, по выставке, фотообъекта. Завершением пацифистского периода можно считать Patriotic banquet (англ. Патриотический банкет). Концепция предлагалась еще в 1972 и 1973 годах, но демонстрируется впервые. Вот так художники опережают свое время :).. Перед предполагаемыми участниками банкета стоят папки меню, в каждой из которых - флаг и гимн определенной страны. Собрание несколько странное. С каким национально-государственным критерием ни подойди - возникают сомнения в логичности отбора, есть ведь и другие «достойные претенденты». Видимо, выбраны те страны, которые автор считает исторически выдающимися оплотами мирового милитаризма.. Хотя опять тогда неувязки.. Впрочем, что это я к маэстро да с линейной логикой.. В общем, страны следующие: [в порядке фотографирования] США, Германия, Саудовская Аравия (в память о маврах, наверно), Франция, Япония, Великобритания, Швейцария (неужто из-за швейцарских гвардейцев?..) и Россия. Причем для последней из перечисленных - гимн современный российский, название РСФСР, а флаг СССР :) Блюда, щедро украшенные разноцветными плесенями, поданы. Изначально, они были съедобными флагами. Некоторые еще сохраняют диспозицию цветов, иные нет. Блюда-флаги (из риса, пищи миллионов) должны, по замыслу, гнить во время выставки, а идентифицирующие цвета - исчезать, подчеркивая постколониальное растворение. Где он только грибки такие берет... На стенах - увеличенные фотографии деталей и фаз загнивания. Тут мы плавно переходим к другой значительной составляющей творчества Миральды. Ее тема - всё, что вокруг еды, «пищевое искусство». В современном мире, единорогом скоро станет каждый стейк :) Серия тарелок, посвященных кухням городов мира (проект Sabores y lenguas, исп. Вкусы и языки) .. .., с введением в локальные кулинарии и рецептами, занимает одну из стен полностью. Держатели в виде вилок, замечу. К тому же направлению, относятся раскрашенные булки и нарезки хлеба, гигантский язык из множества фотографий высунутых языков, обойма банок напитков в виде гипертрофированных пуль, зал в виде кафе, протестующий против отсутствия едоискусства в ведущих мировых модерн-арт музеях, огромная коллекция утвари и аксессуаров. См. также отдельный фуд-культурный сайт. Еще один проект. Барселона - Нью-Йорк («свадьба» городов, англ.: Honeymoon Project). Установленное соединение символизируют две обращенные друг к другу спутниковые тарелки, антеннами которых стали барселонская статуя Колумба и американская статуя Свободы (последние рассматриваются как символические жених и невеста). Мощную и нерушимую атлантическую связь подчеркивает корабельная якорная цепь, превращенная в гигантское украшение. Средиземноморское ожерелье (исп.: Collar mediterráneo; англ.: Mediterraneous Necklace) для Свободы. На одном конце цепи - разомкнутый вставленным ключом висячий замок с надписью Liberty. Это, видимо, обручальное кольцо для нее же. А я вижу спасательный круг. Сюрреалистически правильно: вода внутри. Один из «браслетов» на круге состоит из раковин гребешков, мидий и винтовых конусообразных моллюсков. На втором, часть конусов становится трубочками мороженого, напоминающими, в свою очередь, один из мягких кораллов. И наконец, ракушки превращаются в пивные пробки и американские монеты. Итак, спасет тебя, дорогой зритель, пиво с друзьями, доллары в кармане и подводный мир :) Удивительно, сколько занимательного можно натворить из ерунды.. Что мне нравится в этой выставке - и в большой части современного искусства вообще - так это то, что не требуется душевного напряжения. После знакомства с С. Дали, многое, если не всё, понятно. А если ты не видишь в арт-объекте ничего существенного, то вполне возможно, что его там и нет :) И в то же время непрерывно приобщаешься.. Очень демократичное и гуманистичное искусство. Находясь после выставки в прекрасном расположении духа (не это ли главное?..), продолжаем прогулку среди сосен-пиний и других зеленей разной степени экзотичности. Неподалеку расположен замечательный Palacio de Cristal (исп. Хрустальный Дворец). Он был построен в конце XIX века к Филиппинской выставке как оранжерея, для демонстрации тропической флоры и фауны. Теперь это выставочный зал все того же Музея Королевы Софии. Внутри - последний на сегодня писк современного искусства .. .. - колонна из пластиковых ведер, корзин, ванн и стульев. А перед ним - пруд с фонтаном-гейзером и кипарисами .. .., растущими прямо в воде. Родина болотных кипарисов - низменности юго-востока США. В Европу завезены в XVII веке. День кончается, тени становятся всё длиннее, и мы отправляемся обратно. По дороге наблюдаем, как в парке начинается вечерняя, заметно иная жизнь. Появились микки маусы с шариками-сосисками. Готовится к своему выступлению жонглер. Команда рослых нигерийцев (или других западно-центрально-африканцев, не разбираюсь в этих вопросах) разложила на ковриках быстрого развертывания свой нехитрый товар. У каждого свой - отдельно солнечные очки, отдельно поясные ремни, отдельно бижутерия. Гадалка - ах, пердоньте - потомственная ясновидящая широкого профиля .. .. (по картам, рукам, звездам, снам, фото), отложив в сторону недогрызенное яблоко, качественно успокоит сердце. По аллее с длинной ярко-красной клумбой, подходим к выходу. Здесь, в окружении уже белых цветов, находится бассейн с фонтанчиками и кувшинками. Сегодня суббота. Как и у нас, это день свадеб. Как и у нас, принято приезжать в местные достопримечательности. Нарядные жених и невеста усаживаются на низкий край бассейна. Жених не стар, лысоват и не очень строен, он никак не может умостить ноги, пока их не организует фотограф. Красавица-невеста задумчива, как матадор перед корридой. Но вот фотограф наводит объектив, и она мило улыбается. Мы поздравляем ожидающих окончания съемки родственников. Одна из дам тоже грустна, как будто и не на свадьбе. Она в специально пошитом платье современного покроя, но в консервативной черной кружевной мантилье на высоком гребне, какие носят в торжественных случаях замужние испанки. Маме жениха такие традиции чужды, она выглядит простой и непосредственной и не сдерживает своей радости. Обратно добираемся на метро. Найти дорогу к отелю оказалось не столь просто, как станцию метро (Barajas) от него - как-то не вполне понятно, по дороге, переулки раздваиваются.. К счастью, внутренний компас не подвел. Алекс уже добыл, что нужно .. .. и тоже едет. Лена отправляется заказывать ужин на местную площадь с ресторанами, неподалеку, а моя задача - найти супермаркет. Понятия не имею, где он тут, но прохожие помогают. И я успеваю, на последних минутах перед закрытием Dia, закупить йогуртов на дорожку, хамон, вина и понравившийся испанский коньяк. Крепкий алкоголь продается в закрытой витрине, и кассирша не могла понять, чего от нее еще хотят, - слова 'брЭнди де херес' ей как-то ни о чем. Наконец, догадалась: «БрАнди?» Ну дык, я-я, натюрлих :).. Возвращаюсь к ресторану (restaurante El Príncipe, Plaza Hermanos Falco y Álvarez de Toledo, 4, 28042 Madrid), тоже как раз, к подаваемому ужину. Времени остается немного, а Алекса еще нет.. Наконец, звонит - выходит из метро, так что заказываем еду уже для него. Официант нас помнит еще по вчерашнему ужину, почти без слов понимает ситуацию и пулей всё делает. С такси проблем нет, они дежурят тут же, на площади. Забираем оставленный в отеле багаж и едем в аэропорт. Прибываем с небольшим запасом, дальше без приключений, всё как обычно. Ура! Наше первое масштабное путешествие состоялось! *** Через несколько часов, на рассвете. Ничто не предвещало .. .. невиданного российского пекла лета 2010, по сравнению с которым испанская жара покажется райской погодкой... Но пройдет еще время, и московский катаклизм забудется как страшный сон. А чудесную Испанию будем вспоминать снова и снова, постепенно осознавая, что же мы сотворили... |
||||||
|
||||||
|
||||||
|
||||||